Saqlash joyi
KUAF-logo «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по академической деятельности
И. Г. Мамажонов
________________________
«____»________________ 2025 год

 

силлабус по дисциплине

Общественное здоровье и организация здравоохранения

 

1. Общие сведения

Академическая степень бакалавр Направление обучения 60910100 - Stomatologiya
Продолжительность обучения (лет) 5 Семестр 3
Название дисциплины Общественное здоровье и организация здравоохранения Код дисциплины JSSMT 1404
Форма обучения очная Вид дисциплины обязательная
Язык обучения Русский Продолжительность семестра 15 недель
Кредиты, отведённые на дисциплину ECTS:    4    Формы контроля промежуточный: письменный
текущий: практическое задание
итоговый: Тест
Всего академических часов 120 Распределение аудиторных занятий лек прак
60
(ауд)
60
(сам)
12 48
 

2. Цель дисциплины

Формировать представления о науке «Общественное здоровье и организация здравоохранения», задачах науки, умение проводить профилактические медицинские осмотры, брать на диспансерный учет больных со стоматологической патологией, использовать социально-гигиенические методы сбора и медико-статистического анализа данных о стоматологических заболеваниях, анализировать основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений.

3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной

1. Введение в стоматологию (SK 1104)

4. Результаты обучения

4.1. В аспекте знаний:

  • - факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье человека, и их устранение;
  • - статистическое исследование и этапы его проведения;
  • - уметь оценивать результаты расчета показателей основы медицинской статистики;
  • - обладать знаниями об относительных величинах, средних величинах, графических представлениях, корреляции, динамических рядах и стандартизации;
  • - знать и уметь пользоваться нормативно-правовыми документами лечебно-профилактических учреждений;
  • - уметь рассчитывать и анализировать статистические показатели стоматологических заболеваний .
  • Yangi ro'yxat saqlandi

4.2. В аспекте навыков:

  • - Анализ основных показателей здоровья населения и деятельности стоматологических организаций, их сравнительная оценка;
  • - Организация лечебно-профилактической и стоматологической помощи населению;
  • - Экспертиза трудоспособности;
  • - Мониторинг качества медицинской и стоматологической помощи;
  • - Проведение работы по гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни;
  • - Ранняя диагностика, профилактика возникновения и распространения стоматологических заболеваний;
  • - иметь навыки проведения профилактических медицинских осмотров, проведения диспансерных осмотров здорового и хронически больного населения, быть готовым к проведению диспансерного наблюдения .
  • Yangi ro'yxat saqlandi

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание лекционных занятий

Тема и план Количество часов
1.

Введение в предмет «Общественное здоровье и организация здравоохранения». Основы медицинской статистики.

  1. Место предмета «Общественного здоровья и организации здравоохранения» как науки в системе медицины, гигиены и социальных науки
  2. Медицинская статистика и ее теоретическое и практическое значение в здравоохранении.
  3. Понятие об общих и избранных комплексах.
  4. Этапы статистического исследования
  5. Абсолютные, относительные, средние величины, динамические ряды, графические изображения, корреляция и их применение в медицине.
2
2.

Методы изучения демографических процессов среди населения

  1. Демография, ее роль в медицине и здравоохранении .
  2. Демографический взрыв, концепции кризиса, проблемы роста населения.
  3. Демографические показатели
2
3.

Заболевание и методы его изучения, социально-медицинские аспекты. Профилактика неинфекционных заболеваний в Узбекистане, здоровый образ жизни. Медицинская деонтология и врачебная этика .

  1. Классификация заболеваний, травм и причин смерти.
  2. Методы и методики изучения стоматологической заболеваемости, экспертная оценка в изучении заболеваемости, изучение причин заболеваемости населения, показатели заболеваемости.
  3. Концепция здорового образа жизни.
  4. Технологии формирования здорового образа жизни среди населения.
2
4.

Организация первичной медико-санитарной помощи в системе здравоохранения. Содержание и сущность УП-2857, УП-6110. Организация стоматологической помощи населению. Анализ деятельности стоматологических учреждений. Организация стоматологической помощи городскому и сельскому населению .

  1. Задачи, структура учреждений ПМСП. Организация ПМСП (УП-2857, УП-6110), оценка и анализ .
  2. Основные формы организации стоматологической помощи.
  3. Учетно-отчетная документация, применяемая в стоматологии.
  4. Структура и основные задачи стоматологической поликлиники.
  5. Особенности оказания стоматологической помощи городскому и сельскому населению.
  6. Проведение диспансерных визитов в стоматологических отделениях, диспансерные группы.
  7. Особенности организации стоматологической помощи взрослым и детям.
  8. Организация больничной (стационарной) помощи населению, показатели стационаров.
2
5.

Медицинская экспертиза для определения трудоспособности.

  1. Понимание инвалидности и ее типов
  2. Организация врачебно-трудовой экспертизы для определения состояния временной нетрудоспособности.
  3. Организация врачебно-трудовой экспертизы для определения состояния стойкой нетрудоспособности.
  4. Социальное страхование и социальное обеспечение
  5. Врачебно-трудовая экспертная комиссия и ее состав, причины и группы инвалидности.
2
6.

Охрана здоровья матери и ребенка.

  1. Порядок управления системой оказания лечебно-профилактической помощи матерям и детям.
  2. Организация медико-акушерской помощи, основные виды учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям, и принципы организации их работы.
  3. Акушерский комплекс, его функции и состав; основные контингенты оказания услуг
  4. Стоматологические услуги для женщин и детей и их стадии.
  5. Меры по предупреждению детской и материнской смертности.
2
Итого 12

 

5.2. Содержание практических занятий

Тема и план Количество часов
1.

Предмет «Общественное здоровье и организации здравоохранения», Медицинская статистика, ее значение в здравоохранении, виды медицинской статистики и их основные задачи

  1. Медицинская статистика (биостатистика) и ее основные задачи.
  2. Организация статистического исследования
  3. Общий и выборочный комплекс
2
2.

Этапы организации статистического исследования

  1. Составление плана и программы исследования.
  2. Сбор и мониторинг данных.
  3. Группирование, соединение и подсчет собранных материалов.
  4. Статистический анализ, составление выводов и применение их на практике
2
3.

Относительные величины, виды, методы расчета, их применение в медицине.

  1. Понятие относительных величин.
  2. Интенсивные индексы и их расчет.
  3. Экстенсивные показатели и их расчет.
  4. Показатели соотношения и их расчет.
  5. Показатели наглядности и их расчет
2
4.

Средние величины, виды, методы расчета, применение в медицине

  1. Понятие о средних величинах.
  2. Понятие о варианте, вариационном ряде, моды и медианы.
  3. Виды средних величин и методы их расчета.
  4. Методы расчета среднего арифметического (М), среднего квадратного отклонения (x) и средней ошибки (m).
2
5.

Параметрические методы оценки достоверности статистических исследований

  1. Оценить точность показателей, полученных в результате исследования.
  2. Расчет средней ошибки относительных величин.
  3. Определение средней ошибки средних арифметических величин.
  4. Оценка истинности различий между средними арифметическими значениями
2
6.

Применение метода стандартизации в статистическом анализе

  1. Применение метода стандартизации в санитарной статистике
  2. Методы вычисления стандартных показателей.
  3. Правильный способ расчета стандартных показателей
2
7.

Коэффициент корреляции - оценка связи между событиями и признаками, методы его оценки и применение в статистическом анализе

  1. Понятие корреляции.
  2. Корреляционные и функциональные связи.
  3. Сильная, умеренная и слабая корреляция.
  4. Методы расчета коэффициента корреляции (метод Спирмена, Пирсона).
2
8.

Динамические ряды, типы, показатели и использование их в статистическом анализе.

  1. Понятие о динамических рядах, простые и сложные динамические ряды.
  2. Абсолютный прирост, темпы роста, темпы увеличения и наглядные показатели.
  3. Показатели анализа динамических рядов.
2
9.

Графические изображения, использование их в медицине

  1. Понятие о графических изображениях.
  2. Диаграммы, типы и их применение в медицине
  3. Картограммы и картодиаграммы.
2
10.

Медико-социальные аспекты демографических процессов.

  1. Понимание демографии.
  2. Статистика населения, показатели плотности и структуры населения
  3. Динамика численности населения, механическое и естественное движение населения (миграция, рождение и смерть).
  4. Показатели естественного движения населения и их расчет.
  5. Показатели детской смертности и их расчет
2
11.

Показатели заболеваемости населения и их расчёт. Международная классификация болезней.

  1. Понятие о заболеваемости, Международная классификация болезней
  2. Методы и способы изучения стоматологической заболеваемости
  3. Показатели стоматологической заболеваемости и их расчет.
  4. Документы бухгалтерского и отчетного учета стоматологических услуг
2
12.

Здоровый образ жизни и его формирование.

  1. Элементы формирования здорового образа жизни
  2. Неинфекционные заболевания и их профилактика
  3. Значение здорового образа жизни в профилактике стоматологических заболеваний
  4. Гигиенические основы воспитания и обучения по гигиене населения.
  5. Понятие о профилактике, основные требования и значение профилактики.
2
13.

Врачебная этика и медицинская деонтология.

  1. Понимание этики и деонтологии врача.
  2. Взаимоотношение между доктором и пациентом.
  3. Взаимоотношения между доктором и родственниками пациента
  4. Этические стороны взаимоотношений между врачами и медицинским коллективом.
2
14.

Важные неэпидемические заболевания и их профилактика

  1. Сердечнососудистые и онкологические болезни и их профилактика
  2. Сахарный диабет социально-гигиенический проблема.
  3. Аллергические болезни и хронические обструктивные заболевания легких социальная и гигиеническая проблема.
  4. Распространение бронхиальной астмы и ее профилактика.
2
15.

Нормативно-правовые основы функционирования системы здравоохранения в Республике Узбекистан.

  1. Понятие о системе здравоохранения.
  2. Организационная структура системы здравоохранения Республики Узбекистан.
  3. Суть закона «Об охране здоровья людей»
  4. Номенклатура организаций здравоохранения.
  5. Основные принципы организации здравоохранения.
2
16.

Организация первичной медико-санитарной помощи населению.

  1. Задачи, структура учреждений ПМСП. Организация ПМСП (УП-2857, УП-6110), оценка и анализ.
  2. Основные формы организации стоматологической помощи.
  3. Виды стоматологической помощи
  4. Учетно-отчетная документация, применяемая в стоматологии
2
17.

Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению. Организация работы стоматологической поликлиники.

  1. Специфика оказания стоматологической помощи городским жителям
  2. Организация работы стоматологической поликлиники.
  3. Типы и структура стоматологических клиник.
  4. Метод работы семейного стоматолога.
  5. Меры по охране здоровья населения.
2
18.

Организация стоматологической помощи сельскому населению.

  1. Особенности оказания стоматологической помощи сельскому населению.
  2. Этапы оказания стоматологической помощи сельским жителям (СВП, РНМП, РЦМПП, ЦРБ)
  3. Оказание стоматологической помощи взрослому населению сельской местности.
2
19.

Проведение диспансерных осмотров в стоматологии, её основная задача. Диспансерные группы.

  1. Этапы и элементы взятия населения на диспансерный учет
  2. Заболевания, находящиеся под наблюдением врача-стоматолога-хирурга, показатели эффективности диспансерного наблюдения
  3. Этапы диспансерного наблюдения в детских образовательных учреждениях
2
20.

Организация стационарной медицинской помощи населению

  1. Значение организации стационарной помощи населению.
  2. Структура и функции городской больницы.
  3. Структура приемной, основные функции
  4. Основные показатели больницы
2
21.

Организация медико-санитарной помощи работникам промышленного предприятия. Основные задачи МСЧ.

  1. Медико-санитарная часть (МСЧ), виды и функции.
  2. Организация и проведение медицинских осмотров работников.
  3. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма на производстве.
2
22.

Охрана здоровья матери и ребенка.

  1. Социально-гигиенические аспекты охраны материнства и детства.
  2. Этапы охраны материнства и детства
  3. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  4. Организация лечебно-профилактической помощи беременным женщинам.
  5. Организация амбулаторно-поликлинической помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями. Диспансеризация.
2
23.

Врачебная экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности.

  1. Понимание социального страхования и социального обеспечения.
  2. Виды инвалидности. Временная и постоянная нетрудоспособность.
  3. Важность удостоверений и справок об инвалидности.
  4. Выдача листов нетрудоспособности в случае стоматологической болезни, травмы, беременности, перед родами и при уходе за больными.
  5. Экспертиза стойкой утраты трудоспособности.
  6. Инвалидность и группы инвалидности
2
24.

Организация санитарно-эпидемиологической службы.

  1. Роль санитарно-эпидемиологической службы в экологии и профилактике.
  2. Основные задачи и функции ГЦСЭС.
  3. Основные принципы оказания санитарно-эпидемиологической помощи населению.
  4. Профилактический и текущий санитарный контроль.
2
Итого 48

Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.

Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.

6. Задания для самостоятельного обучения

Тема
1.

Виды статистических исследований и их этапы. Составление таблиц.

2.

Графические изображения, их применение

3.

Коэффициент корреляции, методы его оценки, применение в статистическом анализе. Динамические ряды, типы, методы их оценки, использование в статистическом анализе

4.

Демографические процессы среди населения и методы расчета демографических показателей.

5.

Роль врача-стоматолога в изучении и снижении заболеваний социально-гигиенического характера.

6.

Первичная медико-санитарная помощь. Анализ стоматологической помощи населению. Диспансеризация.

7.

Методы расчета и анализа ключевых показателей эффективности деятельности стоматологических поликлиник.

8.

Социально-гигиенические аспекты охраны материнства и детства. Стоматологическая помощь матерям и детям.

9.

Врачебная экспертиза по определению трудоспособности. Экспертиза нетрудоспособности по стоматологическим заболеваниям.

 

 

7. Список использованной литературы:

7.1. Основная литература

  1. Общественное здоровье и управление здравоохранением. Учебник для студентов медицинских вузов. 2019г Ташкент Издание «Ижод принт». 640 стр
  2. Mamatqulov B.M. Jamoat salomatligi va sog‘liqni saqlashni boshqarish, Darslik. Toshkent: «Qamar media», nashriyoti. 2023yil. 530 bet.
  3. Искандарова Ш., Расулова Н.Ф., Черных А.М. Тиббиёт статистикаси ва биостатистиканинг асослари. Ўқув қўлланма. Тошкент-2020 йил

7.2. Дополнительная литература

  1. Указы и постановления Президента Республики Узбекистан
  2. Приказы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан
  3. Iskandarova SH.T., Maxmudova N.M., Djalilova G.A. Jamoat salomatligi va sog‘liqni saqlashni tashkil qilishning asosiy masalalari, O‘quv qo‘llanma. Toshkent, 2011 y
  4. Global Health 101.Richard Skolnik, USA, 2015 y.
  5. Iskandarov T.I., Abdufattaev A.A. Jamoatchilik salomatligi va sog‘liqni saqlash, Darslik. Toshkent. 2008 y.

7.3. Информационные ресурсы

 

Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова

8. Критерии и план оценки предмета

8.1. Формы оценки знаний студентов

Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).

Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:

1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.

2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.

3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.

4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.

Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.

Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:

Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.

8.2. Критерии оценки знаний студентов

Тип контроля Описание Балл Время проведения (начало – окончание)
Текущий контроль (ТК)
1. Workshop Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki 5 3-13-hafta(lar) davomida
2. Mustaqil ish Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
3. Vazifa / topshiriqlar Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
4. Davomat Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. 15 1-13-hafta(lar) davomida
Итого 40  
Промежуточный контроль (ПК)
1. Устно Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена 20 10-я неделя
Итого 20  
Итоговый контроль (ИК)
1. Тест Тесты по пройденным темам 40 После завершения учебного процесса
Итого 40  
Всего 100  

8.3. Описание системы оценивания в КУАФ

Оценка Процент GPA
A+ 95-100 4.5
A 90-94 4.0
B+ 80-89 3.5
B 70-79 3.0
C+ 65-69 2.5
C 60-64 2.0
F 0-59 0

Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке

Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:

a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Полное понимание сущности и содержания предмета;
  • Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
  • Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
  • Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
  • Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
  • Хорошо подготовленный конспект.
  • Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
  • Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
  • Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
  • Умение интерпретировать исторические процессы.

b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
  • Понимание практической значимости содержания предмета.
  • Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
  • Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
  • Хорошо сформированный конспект.
  • Полное выполнение самостоятельных заданий.
  • Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом

c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие общего понимания предмета.
  • Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
  • Неясное изложение материала.
  • Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
  • Недостаточно проработанный конспект.

d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):

  • Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
  • Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
  • Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
  • Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
  • Невозможность ответить на вопросы по предмету.
  • Недостаточное знание предмета.

9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости

1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован.

2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена.

3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено.

4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом.

5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться.

6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны.

7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других.

10. Информация о преподавателе предмета

Авторы:
Ахмедова Дилором Умаралиевна
Электронная почта:
axmedovadilya0770@gmail.com
Организация и кафедра: Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра медицинской биологии и общественного здоровья
Рецензенты:

S.M.Babich - ADTI Ijtimoiy gigiyena va SSB kafedrasi mudiri, dotsent

Дни и время приема студентов: Вторник-среда, 15:00–16:00, комната B 301

 

Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____

 

Sillabus “Медицинской биологии и общественноого здоровья” kafedrasining 2025 yil1- sonli yigʻilish bayoni bilan maʼqullangan.

 

       

(imzo)

Gʻ. Xolbutayev

Akademik ishlar departamenti boshligʻi

(imzo)

F. Turdiyev

Fakultet dekani

(imzo)

A. Sh. Mamatyusupov

Kafedra mudiri

(imzo)

Sh.Hasanova

Fan oʻqituvchisi

       

(imzo)

Д.У.Ахмедова

Fan oʻqituvchisi