![]() |
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по академической деятельности И. Г. Мамажонов ________________________ «____»________________ 2025 год |
силлабус по дисциплине
Медицинская химия
1. Общие сведения
| Академическая степень | бакалавр | Направление обучения | 60910200 - Davolash ishi | |||
| Продолжительность обучения (лет) | 6 | Семестр | 1 | |||
| Название дисциплины | Медицинская химия | Код дисциплины | TK1106 | |||
| Форма обучения | очная | Вид дисциплины | обязательная | |||
| Язык обучения | Русский | Продолжительность семестра | 15 недель | |||
| Кредиты, отведённые на дисциплину | ECTS: 6 | Формы контроля |
промежуточный: yozma текущий: amaliy mashgʻulot итоговый: test |
|||
| Всего академических часов | 180 | Распределение аудиторных занятий | лек | прак | lab | |
|
90 (ауд) |
90 (сам) |
30 | 30 | 0 | ||
2. Цель дисциплины
Целью предмета «Медицинская химия» является подготовка специалистов, владеющих основами общей, аналитической, физической и коллоидной химии, способных рассчитывать физико-химические величины, понимать сущность процессов, происходящих в живой природе. Студенты должны знать основы органической химии, владеть понятиями вводной части биохимии — «Статической биохимии», понимать строение, свойства и функции биополимеров и биорегуляторов, участвующих в биохимических процессах. Будущие специалисты должны уметь моделировать и осуществлять процессы с участием этих веществ, понимать научные основы химических процессов, протекающих в живых организмах на клеточном и молекулярном уровнях, а также применять полученные теоретические знания на практике. Задачей является формирование у студентов навыков качественного и количественного определения продуктов химических изменений, происходящих в живом организме, на основе современных научных достижений.
3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной
1. Базовые знания не требуются.
4. Результаты обучения
4.1. В аспекте знаний:
- В области знаний:
- химические элементы в организме, их количественное содержание и функции. необходимо знать заболевания, возникающие при нарушении биоаккумуляции элементов.
- взаимосвязь между метаболизмом и энергией. первый закон термодинамики. понимание систем и их параметров состояния. человеческий организм рассматривается как открытая термодинамическая система.
- электропроводность тканей и биологических жидкостей. применение электрохимических методов в медицинской диагностике и терапии. знание принципов электрохимических методов определения ионной концентрации.
- принципы и методы кондуктометрии и потенциометрии, их применение в клинических лабораториях и в биохимическом анализе биологических жидкостей.
- антибиотики и алкалоиды: знание их структуры, механизмов действия и применения в медицине.
- белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты как основные компоненты организма: строение, функции, а также знания о нарушениях их метаболизма и наследственных заболеваниях. Yangi ro'yxat saqlandi
4.2. В аспекте навыков:
- 4.2. В области практических навыков:
- навыки количественного анализа: работа с весами, бюретками, пипетками, индикаторами.
- навыки титрования биологических жидкостей.
- нрактические умения по определению содержания ионов Ca²⁺ в воде.
- практические умения по определению содержания ионов Mg²⁺ в воде.
- навыки анализа содержания соляной кислоты (HCl) в желудочном соке для диагностики гипоацидоза.
- навыки анализа содержания соляной кислоты (HCl) в желудочном соке для диагностики гиперацидности. Yangi ro'yxat saqlandi
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание лекционных занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Введение в медицинскую химию. Биологическая активность биогенных элементов в организме человека.
|
2 |
| 2. |
Растворы. Коллигативные свойства растворов. Осмос и осмотическое давление.
|
2 |
| 3. |
Кислотно-основное равновесие. Буферные системы.
|
2 |
| 4. |
Термодинамика. Кинетика химических реакций.
|
2 |
| 5. |
Комплексные соединения. Хелатная терапия.
|
2 |
| 6. |
Электрохимия. Электрохимические явления в организме.
|
2 |
| 7. |
Поверхностные явления. Поверхностное натяжение. Физикохимия поверхностных явлений.
|
2 |
| 8. |
Физикохимия дисперсных систем. Коллоидность крови и коагуляция.
|
2 |
| 9. |
Биоорганическая химия. Основы органической химии.
|
2 |
| 10. |
Оксо- и оксисоединения. Метоболиты и лекарственные средства на основе поли- и гетерофункциональных соединений.
|
2 |
| 11. |
Гетероциклические соединения. Пяти и шестичленные соединения.
|
2 |
| 12. |
Аминокислоты. Пептиды. Белки.
|
2 |
| 13. |
Углеводы. Строение и свойства моно-, ди-, гомо- и гетерополисахаридов.
|
2 |
| 14. |
Нуклеиновые кислоты. Ферменты.
|
2 |
| 15. |
Липиды. Витамины.
|
2 |
| Итого | 30 | |
5.2. Содержание практических занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Введение в медицинскую химию. Биологическая активность биогенных элементов в организме человека. Ядерная химия.
|
2 |
| 2. |
Растворы. Коллигативные свойства растворов. Осмос и осмотическое давление в растворах.
|
2 |
| 3. |
Буферные системы организма. Приготовление буферных растворов с различными значениями pH.
|
2 |
| 4. |
Скорость химических реакций. Термодинамика биологических процессов.
|
2 |
| 5. |
Комплексные соединения. Внутрикомплексные соединения. Определение жёсткости питьевой воды методом комплексонометрии.
|
2 |
| 6. |
Применение основ электрохимии в терапевтической практике и диагностике.
|
2 |
| 7. |
Поверхностные явления в живых организмах. Хроматография.
|
2 |
| 8. |
Дисперсные системы. Коагуляция коллоидных растворов. Свертывание крови и коллоидная защиты.
|
2 |
| 9. |
Органические соединения, их классификация и свойства. Биоорганическая химия.
|
2 |
| 10. |
Оксо- и окси соединения. Метоболиты и лекарсвенные средства на основе поли- и гетерофункциональных соединений.
|
2 |
| 11. |
Гетероциклические соединения. Пяти и шестичленные соединения.
|
2 |
| 12. |
Химические реакции, характерные для α-аминокислот. Белки и их биологические функции. Аналитические реакции белков, применяемые в клинических лабораториях.
|
2 |
| 13. |
Углеводы- источник энергии биологических процессов. Моносахариды. Ди- и полисахариды.
|
2 |
| 14. |
Нуклеиновые кислоты - основа жизнедеятельности живых организмов. Роль нуклеиновых кислот в синтезе белка. Наследственные заболевания. Ферменты как биокатализаторы. Биологическая роль ферментов.
|
2 |
| 15. |
Липиды. Омыляемые липиды – клеточная основа живых организмов. Неомыляемые липиды – основа холестерина, желчных кислот и гормонов. Витамины – жизненно необходимые амины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.
|
2 |
| Итого | 30 | |
Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.
5.3. Содержание лабораторных занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Знание правил техники безопасности и знакомство с оборудованиями в химических лабораториях. Знание правил техники безопасности и знакомство с оборудованиями в химических лабораториях.
|
2 |
| 2. |
Приготовление физиологических, гипотонических и гипертонических растворов хлорида натрия и глюкозы Приготовление физиологических, гипотонических и гипертонических растворов хлорида натрия и глюкозы
|
2 |
| 3. |
Приготовление буферных растворов с различными значениями pH. Определение буферной ёмкости буферного раствора с pH=7,4. Приготовление буферных растворов с различными значениями pH. Определение буферной ёмкости буферного раствора с pH=7,4.
|
2 |
| 4. |
Кинетика химических реакций. Термодинамика биологических процессов. Кинетика химических реакций. Термодинамика биологических процессов.
|
2 |
| 5. |
Определение жесткости питьевой воды методом комплексометрии. Определение жесткости питьевой воды методом комплексометрии.
|
2 |
| 6. |
Методы кондуктометрии и потенциометрии в клинических лабораториях. Электроды. Виды электродов. Электрохимические методы в физиотерапии. Методы кондуктометрии и потенциометрии в клинических лабораториях. Электроды. Виды электродов. Электрохимические методы в физиотерапии.
|
2 |
| 7. |
Поверхностное натяжение и явления адсорбции. Поверхностное натяжение и явления адсорбции.
|
2 |
| 8. |
Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Коагуляция. Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Коагуляция.
|
2 |
| 9. |
Реакции, специфичные для углеводородов. Реакции, специфичные для углеводородов.
|
2 |
| 10. |
Реакции, специфичные для спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов. Реакции, специфичные для спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов.
|
2 |
| 11. |
Гетероциклические соединения. Пяти и шести членные соединения. Гетероциклические соединения. Пяти и шести членные соединения.
|
2 |
| 12. |
Специфические качественные реакции на белки и аминокислоты. Специфические качественные реакции на белки и аминокислоты.
|
2 |
| 13. |
Углеводы – как источник энергии для биологических процессов. Моно, ди- и полисахариды. Углеводы – как источник энергии для биологических процессов. Моно, ди- и полисахариды.
|
2 |
| 14. |
Витамины – незаменимые аминокислоты для жизни. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины – незаменимые аминокислоты для жизни. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.
|
2 |
| 15. |
Липиды. Омыляемые и неомыляемые липиды Липиды. Омыляемые и неомыляемые липиды
|
2 |
| Итого | 30 | |
6. Задания для самостоятельного обучения
| № | Тема |
|---|---|
| 1. |
Биологические жидкости организма как растворы электролитов и неэлектролитов. |
| 2. |
Химические основы камнеобразования в организме. |
| 3. |
Образование и расход энергии в процессе метаболизма. |
| 4. |
Роль ядерной химии в медицине |
| 5. |
Эндемические и профессиональные заболевания, связанные с изменением концентрации биогенных элементов. |
| 6. |
Кислотно-щелочное равновесие. Буферные системы. |
| 7. |
Термодинамические параметры организма и заболевания, возникающие при их изменении. |
| 8. |
Комплексные соединения как биологически активные вещества. |
| 9. |
Электрохимия — основа электродиагностики в медицине. |
| 10. |
Кондуктометрия. Потенциометрия. |
| 11. |
Процесс адсорбции в жизнедеятельности организма. |
| 12. |
Возможности хроматографии в медицинских исследованиях. |
| 13. |
Очистка коллоидных систем методом диализа. Значение химии при проведении гемодиализа. |
| 14. |
Свойства грубодисперсных систем и их применение в медицине и фармакологии. |
| 15. |
Свойства растворов высокомолекулярных соединений. Реологические свойства крови. |
| 16. |
Современные лекарственные средства на основе гетеро- и полифункциональных соединений. |
| 17. |
Краун-эфиры как лекарственные средства. |
| 18. |
Современные лекарственные средства на основе гетероциклических соединений. Семичленные ароматические соединения в составе лекарственных препаратов. |
| 19. |
α-Аминокислоты как составная часть коферментов, гормонов и витаминов |
| 20. |
Белковые пептиды и гормоны. Протеинопатии |
| 21. |
Производство искусственных белковых пищевых продуктов и перспективы их применения. |
| 22. |
Роль химии в криминалистике. |
| 23. |
Механизм действия противовирусных и противоопухолевых препаратов (по отношению к ферментам ДНК и РНК). |
| 24. |
Строение и биологические свойства сиаловых кислот и их производных. |
| 25. |
Стереохимия стероидов и терпенов и их участие в важнейших биологических процессах. |
| 26. |
Природные и синтетические наркотические средства. Польза и вред |
| 27. |
Изменение активности ферментов и кислотности желудка при гипо- и гиперацидных состояниях и меры по их коррекции. |
| 28. |
Значение регуляции ферментативной активности в онтогенезе. Наследственные ферментопатии. |
| 29. |
Антиоксиданты и их применение в клинической практике |
| 30. |
Наследственные авитаминозы. Метаболизм и экскреция природных и синтетических витаминов. |
7. Список использованной литературы:
7.1. Основная литература
- Джураев А.Д., Балтабаев У.А., Авхутская Г.С., Медицинская химия, учебник. Национальное общество философов Узбекистана. Ташкент-2018- 494 с.
7.2. Дополнительная литература
- Машарипов С.М., Таджиева Х.С., Медицинская химия, учебник. 2022-484 с.
- Алимходжаева Н.Т., Таджиева Х.С., Икрамова З.А., Сулейманова Г.Г., Медицинская химия, учебник. 1-2 части. Ташкент. 2022-256 с.
7.3. Информационные ресурсы
- https://e-library.sammu.uz/uploads/books/Rus
- https://pubchem.ncbi.nlm.nih.gov/
- https://www.sciencedirect.com/
Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова
8. Критерии и план оценки предмета
8.1. Формы оценки знаний студентов
Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).
Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:
1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.
2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.
3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.
4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.
Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.
Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:
Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.
8.2. Критерии оценки знаний студентов
| № | Тип контроля | Описание | Балл | Время проведения (начало – окончание) |
|---|---|---|---|---|
| Текущий контроль (ТК) | ||||
| 1. | Workshop | Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki | 5 | 3-13-hafta(lar) davomida |
| 2. | Mustaqil ish | Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 3. | Vazifa / topshiriqlar | Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 4. | Davomat | Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. | 15 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| Итого | 40 | |||
| Промежуточный контроль (ПК) | ||||
| 1. | Устно | Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена | 20 | 10-я неделя |
| Итого | 20 | |||
| Итоговый контроль (ИК) | ||||
| 1. | Тест | Тесты по пройденным темам | 40 | После завершения учебного процесса |
| Итого | 40 | |||
| Всего | 100 | |||
8.3. Описание системы оценивания в КУАФ
| Оценка | Процент | GPA |
|---|---|---|
| A+ | 95-100 | 4.5 |
| A | 90-94 | 4.0 |
| B+ | 80-89 | 3.5 |
| B | 70-79 | 3.0 |
| C+ | 65-69 | 2.5 |
| C | 60-64 | 2.0 |
| F | 0-59 | 0 |
Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке
Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:
a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Полное понимание сущности и содержания предмета;
- Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
- Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
- Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
- Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
- Хорошо подготовленный конспект.
- Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
- Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
- Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
- Умение интерпретировать исторические процессы.
b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
- Понимание практической значимости содержания предмета.
- Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
- Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
- Хорошо сформированный конспект.
- Полное выполнение самостоятельных заданий.
- Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом
c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Наличие общего понимания предмета.
- Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
- Неясное изложение материала.
- Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
- Недостаточно проработанный конспект.
d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):
- Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
- Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
- Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
- Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
- Невозможность ответить на вопросы по предмету.
- Недостаточное знание предмета.
9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости
|
1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован. 2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена. 3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено. 4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом. |
5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться. 6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны. 7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других. |
10. Информация о преподавателе предмета
| Авторы: |
Мирзаева Mехриноз Мамиржон кизи Муслимова Индира Махамат Марселевна |
|---|---|
| Электронная почта: |
m.m.mirzayeva@kuaf.uz a75672897@gmail.com a75672897@gmail.com |
| Организация и кафедра: | Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра общей химии |
| Рецензенты: |
Н.А.Раззаков - и.о. доцент |
| Дни и время приема студентов: | Seshanba, soat 09:00 – 16:00, 306– xona. |
Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____
Sillabus “Umumiy kimyo” kafedrasining 2025 yil 25.08. №1 - sonli yigʻilish bayoni bilan maʼqullangan.
|
(imzo) Gʻ. Xolbutayev Akademik ishlar departamenti boshligʻi |
(imzo) F. Turdiyev Fakultet dekani |
(imzo) S. G. Usmonova Kafedra mudiri |
(imzo) M.М.Мирзаева Fan oʻqituvchisi |
|||
|
(imzo) И.М.Муслимова Fan oʻqituvchisi |
