Saqlash joyi
KUAF-logo «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по академической деятельности
И. Г. Мамажонов
________________________
«____»________________ 2025 год

 

силлабус по дисциплине

ГИГИЕНА, ВОЕННАЯ ГИГИЕНА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ Педиатрия

 

1. Общие сведения

Академическая степень бакалавр Направление обучения 60910300 - Pediatriya ishi
Продолжительность обучения (лет) 6 Семестр 4
Название дисциплины ГИГИЕНА, ВОЕННАЯ ГИГИЕНА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ Педиатрия Код дисциплины GXGTE1406
Форма обучения очная Вид дисциплины обязательная
Язык обучения Русский Продолжительность семестра 15 недель
Кредиты, отведённые на дисциплину ECTS:    6    Формы контроля промежуточный: письменный
текущий: практическое задание
итоговый: Тест
Всего академических часов 180 Распределение аудиторных занятий лек sem
90
(ауд)
90
(сам)
24 0
 

2. Цель дисциплины

Формировать у студентов представления об четком понимании экологических проблем, факторов, отрицательно влияющих на организм человека и разработке профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний, изучении состояния окружающей среды, включая экологические факторы, их анализе и оценке полученных результатов с гигиенических позиций (гигиена лечебно-профилактических учреждений, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков и т. д.).

3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной

1. Введение в медицинскую профессию (TTK1204)

4. Результаты обучения

4.1. В аспекте знаний:

  • - оценка наиболее актуальных гигиенических и экологических проблем;
  • - освоение студентами методов гигиенического контроля;
  • - познакомить учащихся с основами взаимодействия организма человека с окружающей средой;
  • - ознакомиться с основами гигиенического нормирования и планирования;
  • - научить изучать состояние окружающей среды, включая экологические факторы, анализировать его и оценивать результаты с гигиенических позиций (в области гигиены питания, гигиены лечебно-профилактических учреждений, гигиены труда, гигиены детей и подростков, радиационной безопасности).
  • Yangi ro'yxat saqlandi

4.2. В аспекте навыков:

  • - Оценка микроклимата внутренних помещений.
  • - Оценка антропогенного загрязнения воздуха помещений.
  • - Оценка естественного освещения помещений.
  • - Оценка искусственного освещения помещений.
  • - Определение показателей органолептических и физических свойств воды
  • - Определение скорости воздуха.
  • - Определение атмосферного давления.
  • - Определение влажности воздуха
  • - Определение температуры воздуха.
  • - Индекс Кетле и его расчет.
  • - ИТМ и его расчет
  • - Органолептическое исследование молока
  • - Определение кислотности и плотности молока.
  • Yangi ro'yxat saqlandi

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание лекционных занятий

Тема и план Количество часов
1.

Современная гигиена и медицинская экология, их роль в медицине.

  1. Предмет и задачи гигиены.
  2. Понимание экологии и медицинской экологии.
  3. Роль гигиены и медицинской экологии в системе медицинского образования.
  4. Понятие «здоровье населения», зависимость показателей здоровья населения от условий жизни и быта.
  5. Понимание факторов окружающей среды. Методы контроля, используемые в гигиене. Основы гигиенического нормирования и планирования.
  6. Характеристика понятий первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний.
2
2.

Общие принципы гигиены в лечебно-профилактических учреждениях.

  1. Гигиенические основы строительства лечебно-профилактических учреждений (амбулаторно-поликлинических учреждений).
  2. Состояние материально-технической базы ЛПУ в Республике Узбекистан и актуальные задачи по ее совершенствованию. Современные проблемы строительства ЛПУ. Понятие лечебно-охранительного порядка, его связь с совершенствованием лечебно-профилактических учреждений.
  3. Правила и гигиенические основы планирования и проектирования ЛПУ в Республике Узбекистан согласно СанПИН 0020-22. Общие гигиенические требования к проектированию ЛПУ.
  4. Оснащение ЛПУ инженерными системами (водоснабжение, канализация, освещение, вентиляция, очистка отходов).
2
3.

Внутрибольничные инфекции и меры их профилактики (СанПИН 0342-17).

  1. Понятия о внутрибольничной инфекции.
  2. Причины ВБИ.
  3. Меры по профилактике ВБИ.
  4. Основные гигиенические требования к специализированным учреждениям (приемное отделение, хирургическое, инфекционное и родильное).
2
4.

Питание и здоровье. Гигиенические основы диетического питания больных.

  1. Питание, как фактор здоровья
  2. Питание, как социально-гигиеническая проблема.
  3. Значение питания для здоровья населения. Понятие о рациональном питании и гигиенические требования к нему, физиологические нормы питания.
  4. Источники необходимых пищевых веществ и гигиенические нормы потребления.
  5. Понятие об алиментарных заболеваниях, их классификация. Экологические проблемы в питании населения.
  6. Пищевые отравления и их классификация. Профилактика возникновения основных форм пищевых отравлений.
  7. Характеристика современного состояния питания населения Республики Узбекистан. Заболевания, связанные с нарушением питания, и их текущая ситуация в нашей республике. Клинические проявления алиментарной недостаточности.
  8. Вопросы целенаправленного обогащения питания населения биологически активными добавками.
  9. Возможность рационализации питания в современных экологических условиях.
2
5.

Вода, как фактор здоровья.

  1. Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Важнейшие проблемы обеспечения населения Республики Узбекистан водой, концепция местного и централизованного водоснабжения.
  2. Гигиенические определения водоисточников республики. Общие гигиенические требования к источникам водоснабжения. Организация зон санитарной охраны водоисточников. Понятие о зоне санитарной охраны (ЗСО).
  3. Нормы водопотребления в Республике Узбекистан. Понятие государственного стандарта. Требования к качеству питьевой воды в соответствии с государственным стандартом.
  4. Общая характеристика методов улучшения качества питьевой воды. Понимание современных методов улучшения качества питьевой воды, осветления и обеззараживания воды (методы, средства, технологические процессы и их гигиенический контроль).
2
6.

Гигиена воздуха

  1. Физический и химический состав атмосферы.
  2. Физиологическое значение физико-химического состава воздуха.
  3. Гигиеническое значение физико-химического состава воздуха.
  4. Биологические свойства воздуха.
  5. Обследование и гигиеническая оценка показателей микроклимата помещений
2
7.

Гигиена детей и подростков.

  1. Общие принципы гигиены детей и подростков. Показатели здоровья детского населения Узбекистана. Уровень условия жизни населения являются важным фактором, определяющим состояние здоровья детей.
  2. Гигиенические требования к организованным детским учреждениям. Как основа для разработки мероприятий по координации физического развития детей, условий их воспитания и обучения.
  3. Акселерация, ее гигиеническое значение, понятие готовности к школе.
  4. Гигиенические требования к строительству и оборудованию детских учреждений. Лечебно-оздоровительные процедуры для детей и подростков и рекомендуемые мероприятия по их проведению.
2
8.

Гигиена труда.

  1. Общие принципы гигиены труда и охрана труда.
  2. Гигиеническое значение технического прогресса в изменении условий труда, их экологические проблемы.
  3. Понятие о гигиене труда, современные проблемы в области гигиены труда.
  4. Понятие о производственных вредностях и их классификация.
2
9.

Профессиональные заболевания, актуальность этой проблемы для Республики Узбекистан.

  1. Основы организации медицинской помощи рабочим и служащим промышленных предприятий.
  2. Гигиеническое определение психофизиологических и биологических факторов, меры профилактики их вредного воздействия на организм работающих.
  3. Гигиеническое значение биологических факторов производственной среды.
  4. Понятие о профессиональных инфекциях и меры их профилактики.
2
10.

Понятие физических и химических факторов производственной среды. Особенности воздействия вредных факторов на производство:аллергенное, канцерогенное, мутагенное, тератогенное, эмбриотоксическое; меры профилактики.

  1. Общее определение физических факторов производственной среды: неблагоприятный микроклимат, шум, вибрация (физическое определение, вредное воздействие на организм работающих, меры профилактики вредного воздействия). Производственная пыль, классификации пыли, понятие пылевых патологий и меры их профилактики.
  2. Понятие о химических факторах производственной среды и лечебно-профилактическом питании. Понятие о химических факторах производственной среды, их гигиеническом значении: путях поступления в организм, характере возможного воздействия, классификации по токсичности. Понятие об острых и хронических профессиональных отравлениях, мерах их профилактики.
  3. Организация лечебно-профилактического питания работников вредных профессий и его гигиеническая характеристика. Основы гигиены труда в сельском хозяйстве Республики Узбекистан. Современные проблемы охраны труда в сельском хозяйстве в условиях Республики Узбекистан, их особенности, общая характеристика неблагоприятных факторов, воздействующих на организм рабочих и служащих сельского хозяйства, меры по оздоровлению работающих. Гигиена применения минеральных удобрений.
  4. Понятие о пестицидах, их классификациях. Возможные побочные эффекты при их применении, меры профилактики.
2
11.

Военная гигиена. Гигиеническая значимость обеспечения военнослужащих качественной питьевой водой и организации их питания.

  1. . Санитарный контроль Вооружённых Сил республики Узбекистан. Гигиена питания войск. Гигиена труда в отдельных видах войск. Понятие о военной гигиене. История её развития. Понятие о санитарном контроле и гигиеническом обеспечении в Вооружённых Силах. Силы и средства санитарного контроля в Вооружённых Силах Республики Узбекистан.
  2. Гигиеническое обеспечение войск для размещения, умывания и переодевания военнослужащих.
  3. Значение питания военнослужащих и суточные нормы питания. Организация питания военнослужащих в мирное время и его санитарный контроль. Организация питания в период боевых действий и его санитарный контроль.
  4. Основы организации водоснабжения и санитарного контроля войск в мирное время. Организация водоснабжения и санитарного контроля в военно-полевых условиях. Основные задачи военного врача в военно-полевых условиях. Методы улучшения качества питьевой воды в военно-полевых условиях.
  5. . Понятие о военной гигиене труда. Особенности труда в отдельных рядах войск. Гигиена труда в танковых войсках. Гигиена труда в ракетных войсках. Гигиена труда военнослужащих радиолокационных станций.
2
12.

Понятие медицинской экологии. Значение научно-технического прогресса и социально-экономических условий в формировании современной среды обитания человека.

  1. Загрязнение окружающей среды – главное негативное последствие научно-технического прогресса. Виды загрязнения и их основные источники в городах и сельской местности.
  2. Общие закономерности наличия и последствий действия вредных факторов в биосфере, концепция биологических цепей. Гигиенические и экологические проблемы современных городов.
  3. Современные проблемы медицинской экологии. Понятие эколого-гигиенического мониторинга, его задачи. Характеристика факторов загрязнения окружающей среды. Ксенобиотики и их значение для окружающей среды. Характеристика экологической ситуации в регионах Республики Узбекистан. Экологически опасные регионы и экологически напряженные зоны. Понятие и значение «факторов малой интенсивности».
  4. Экологическая ситуация и экопатологии. Основные направления в области медицинской экологии. Мероприятия по охране окружающей среды.
2
Итого 24

Для практических занятий тема не указана или проведение практических занятий в данном силлабусе не предусмотрено.

 

5.2. Содержание семинарских занятий

Тема и план Количество часов
1.

Современная гигиена и медицинская экология, их роль в медицине.

  1. Предмет и задачи гигиены.
  2. Понимание экологии и медицинской экологии.
  3. Роль гигиены и медицинской экологии в системе медицинского образования.
  4. Понятие «здоровье населения», зависимость показателей здоровья населения от условий жизни и быта.
  5. Понимание факторов окружающей среды. Методы контроля, используемые в гигиене. Основы гигиенического нормирования и планирования.
  6. Характеристика понятий первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний.
2
2.

Общие принципы гигиены в лечебно-профилактических учреждениях.

  1. Гигиенические основы строительства лечебно-профилактических учреждений (амбулаторно-поликлинических учреждений).
  2. Состояние материально-технической базы ЛПУ в Республике Узбекистан и актуальные задачи по ее совершенствованию. Современные проблемы строительства ЛПУ. Понятие лечебно-охранительного порядка, его связь с совершенствованием лечебно-профилактических учреждений.
  3. Правила и гигиенические основы планирования и проектирования ЛПУ в Республике Узбекистан согласно СанПИН 0020-22. Общие гигиенические требования к проектированию ЛПУ.
  4. Оснащение ЛПУ инженерными системами (водоснабжение, канализация, освещение, вентиляция, очистка отходов).
2
Итого 4

Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.

6. Задания для самостоятельного обучения

Тема
1.

История развития гигиены. Становление и развитие науки гигиены в Республике Узбекистан.

2.

3.

Значение бактериального загрязнения воздуха в возникновении внутрибольничных инфекций.

4.

Основные методы улучшения качества питьевой воды.

5.

Организация и контроль качества питания пациентов.

6.

Пищевые отравления и их профилактика.

7.

Гигиеническое определение психофизиологических факторов, меры профилактики их вредного воздействия на организм.

8.

Глобальные изменения. Экологические проблемы. Потепление климата.

9.

Загрязнение и охрана водных источников. Улучшение качества воды.

10.

Особо охраняемые природные территории. Экологическая экспертиза. Экологическая безопасность.

 

 

7. Список использованной литературы:

7.1. Основная литература

  1. Ф.И.Саломова, Ш.Т.Искандарова и др. «Гигиена. Медицинская экология». Учебник. Ташкент. «KALEON PRESS», 2021. -588 с.
  2. Salomova F.I., Iskandarova SH.T., Abdukadirova L.K., Sadullayeva X.A., Sharipova S.A, Axmadaliyeva N.O., Xasanova M.I. “Gigiyena. Tibbiy ekologiya”. Darslik. 2-nashr. Toshkent. “Tibbiyot nashriyoti matbaa uyi”, 2023.

7.2. Дополнительная литература

  1. Саломова ФИ,Душанов Б.А., Искандарова Ш.Т. Общая гигиена. Учебник. -Ташкент. Книга-журнал. 2008.
  2. Гигиена. Для практических занятий на 2 курсе медицинской экологии. Часть 1. Электронный учебник. Саломова Ф.И., Садуллаева Х.А., Ахмадалиева Н.О., Абдукадирова Л.К., Шарипова С.А., Мирсагатова М.Р.,. Тошматова ГА2025.
  3. Гигиена. Медицинская экология. Для практических занятий на 2 курсе. Учебное пособие. Часть 2. 05.2024 Саломова Ф.И., Садуллаева Х.А., Ахмадалиева Н.О., Абдукадирова Л.К., Рахимов Б.Б., Шарипова С.А., Мирсагатова М.Р.
  4. Пономарева Л.А., Казаков Е.К., Абдукодирова Л.К., Тухтаров Б.Е., Дравских И.К., Шарипова С.А., Садуллаева К.А. Общая гигиена и экология. Пособие для практических занятий. - Ташкент. Тафаккур-бостони. - 2011.
  5. Дейд В. Мёллер. Охрана окружающей среды и здоровья. Третье издание. Издательство Гарвардского университета. Кембридж, Массачусетс. Лондон, Англия, 2011 г.
  6. Ш.Т. Искандерова, В.В. Иногамова, М.И. Хасанова, М.И. Икрамова «Руководство к практическим занятиям по общественной гигиене» Ташкент-2013г.
  7. Мельниченко П.И., Архангельский В.И., Козлова Т.А. и другие. «Гигиена – основа экологии человека», Учебник. Москва. ГЕОТАР - Медиа. 2010 г.
  8. ГИГИЕНА: учебник/под ред.акад. РАМН Г.И. Румянцева.-2-е изд., перераб. я доп.-М. :ГЕОТАР-Медиа, 2005.-608 с.

7.3. Информационные ресурсы

  • https://e-library.sammu.uz/uz/book/1842
  • https://e-library.sammu.uz/uz/book/3414
  • https://library.ziyonet.uz/ru/book/4940
  • https://www.wildberries.ru/catalog/440565389/detail.aspx
  • https://archive.org/details/environmentalhea0000moel

 

Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова

8. Критерии и план оценки предмета

8.1. Формы оценки знаний студентов

Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).

Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:

1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.

2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.

3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.

4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.

Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.

Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:

Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.

8.2. Критерии оценки знаний студентов

Тип контроля Описание Балл Время проведения (начало – окончание)
Текущий контроль (ТК)
1. Workshop Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki 5 3-13-hafta(lar) davomida
2. Mustaqil ish Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
3. Vazifa / topshiriqlar Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
4. Davomat Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. 15 1-13-hafta(lar) davomida
Итого 40  
Промежуточный контроль (ПК)
1. Устно Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена 20 10-я неделя
Итого 20  
Итоговый контроль (ИК)
1. Тест Тесты по пройденным темам 40 После завершения учебного процесса
Итого 40  
Всего 100  

8.3. Описание системы оценивания в КУАФ

Оценка Процент GPA
A+ 95-100 4.5
A 90-94 4.0
B+ 80-89 3.5
B 70-79 3.0
C+ 65-69 2.5
C 60-64 2.0
F 0-59 0

Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке

Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:

a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Полное понимание сущности и содержания предмета;
  • Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
  • Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
  • Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
  • Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
  • Хорошо подготовленный конспект.
  • Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
  • Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
  • Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
  • Умение интерпретировать исторические процессы.

b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
  • Понимание практической значимости содержания предмета.
  • Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
  • Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
  • Хорошо сформированный конспект.
  • Полное выполнение самостоятельных заданий.
  • Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом

c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие общего понимания предмета.
  • Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
  • Неясное изложение материала.
  • Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
  • Недостаточно проработанный конспект.

d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):

  • Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
  • Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
  • Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
  • Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
  • Невозможность ответить на вопросы по предмету.
  • Недостаточное знание предмета.

9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости

1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован.

2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена.

3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено.

4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом.

5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться.

6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны.

7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других.

10. Информация о преподавателе предмета

Авторы:
Ахмедова Дилором Умаралиевна
Электронная почта:
axmedovadilya0770@gmail.com
Организация и кафедра: Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра медицинской биологии и общественного здоровья
Рецензенты:

S.M.Babich - ADTI Ijtimoiy gigiyena va SSB kafedrasi mudiri, dotsent

Saliyeva M.Yu - KUAF , Anatomiya, klinik va patologik anatomiya kafedrasi mudiri, katta o‘qituvchi

Дни и время приема студентов: Chorshanba,juma soat 15.00 – 16.00, B 309-xona

 

Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____

 

Силлабус утвержден на заседании кафедры "Медицинская биология и общественное здоровье» протоколом № __ от __ августа 2025 года.

 

       

(imzo)

Gʻ. Xolbutayev

Akademik ishlar departamenti boshligʻi

(imzo)

F. Turdiyev

Fakultet dekani

(imzo)

A. Sh. Mamatyusupov

Kafedra mudiri

(imzo)

R.S.Xajimatov

Fan oʻqituvchisi

       

(imzo)

Д.У.Ахмедова

Fan oʻqituvchisi