Saqlash joyi
KUAF-logo «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по академической деятельности
И. Г. Мамажонов
________________________
«____»________________ 2025 год

 

силлабус по дисциплине

Информационные технология в медицине

 

1. Общие сведения

Академическая степень бакалавр Направление обучения 60910100 - Stomatologiya
Продолжительность обучения (лет) 5 Семестр 1
Название дисциплины Информационные технология в медицине Код дисциплины ИТМ1106
Форма обучения очная Вид дисциплины обязательная
Язык обучения Русский Продолжительность семестра 15 недель
Кредиты, отведённые на дисциплину ECTS:    2    Формы контроля промежуточный: Письменно
текущий: Практическая занятия
итоговый: тест
Всего академических часов 60 Распределение аудиторных занятий лек прак
30
(ауд)
30
(сам)
10 20
 

2. Цель дисциплины

Целью медицинской и биологической физики, науки информационных технологий в медицине является приобщение будущих специалистов к теоретическим и практическим знаниям, необходимым для правильного интерпретации физиологических процессов в деятельности органов и систем организма, демонстрация первичности биофизических изменений в органах и тканях организма на основе процессов возникновения различных заболеваний. Понимание молекулярных, клеточных и тканевых биофизических свойств и свойств органов, тканей и систем человеческого организма, состояния организма, механизмов возникновения и развития заболеваний и их устранении обеспечение приобретения современных физических знаний и повышение квалификации, необходимых для создания новых методов лечения на высоком технологическом уровне.

3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной

1. Базовые знания не требуются.

4. Результаты обучения

4.1. В аспекте знаний:

  • В плане практических навыков: владеть способами выбора и использования информации в интернет-социальных сетях; принимать самостоятельные решения в своей профессиональной деятельности, обладать конкурентоспособной общепрофессиональной подготовкой по соответствующему направлению бакалавриата, иметь сформированный идеологический иммунитет против кибертерроризма, кибернасилия (cyberbullying).

4.2. В аспекте навыков:

  • Знание факторов глобализации и устойчивого развития, о том, что коррупция является следствием глобального морального кризиса, формирование чувства ответственности в борьбе с ней, умение прогнозировать социальные процессы, обеспечение физического и психического здоровья, психической безопасности, соблюдение здорового образа жизни, использование возможностей критического мышления в целях обеспечения стабильности общества, повышения социального контроля и повышения личной ответственности.

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание лекционных занятий

Тема и план Количество часов
1.

Информация и информационные процессы. Методы и средства информатизации в медицине.

  1. Понятие информации и ее роль в медицине
  2. Основные этапы информационных процессов
  3. Необходимость и цели информатизации в медицине
  4. Медицинские информационные инструменты
  5. Методы и технологии информатизации
2
2.

Медицинские информационные системы медицинских учреждений. Технологии обработки медицинских данных.

  1. Структура и архитектура медицинских информационных систем
  2. Больничные информационные системы (БИС)
  3. Клинические информационные системы (КИС)
  4. Электронный медицинский документооборот
  5. Системная интеграция и взаимодействие
2
3.

Цифровые технологии в медицине.

  1. Искусственный интеллект и машинное обучение
  2. Мобильное здравоохранение (mHealth)
  3. Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR)
2
4.

Медицинские приборы с компьютерными системами и их рабочие механизмы

  1. Архитектура современных медицинских приборов
  2. Диагностическое оборудование и компьютерная система
  3. Безопасность и надежность медицинских изделий
  4. Интеграция данных медицинских устройств
2
5.

Телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы в медицине

  1. Основы и виды телемедицины
  2. Телекоммуникационная инфраструктура
  3. Системы видео- и аудиосвязи
  4. Медицинские интернет-ресурсы
  5. Безопасная передача данных
  6. Мобильные приложения для здоровья
2
Итого 10

 

5.2. Содержание практических занятий

Тема и план Количество часов
1.

Понятие информации.

  1. Понятие информации и ее свойства
  2. Типы информации и методы классификации
  3. Ценность и важность информации
2
2.

Принцип работы современных компьютеров

  1. Архитектура компьютера и основные компоненты
  2. Процессор, память и устройства ввода/вывода
  3. Принцип архитектуры фон Неймана
2
3.

Практическое программное обеспечение для решения медицинских задач.

  1. Типы программного обеспечения, используемые в медицинской практике
  2. Системы управления информацией о пациентах (PIM)
  3. Диагностические и лечебные программы
2
4.

Интеллектуальные технологии обработки информации для автоматизации медицинских рабочих мест.

  1. Необходимость автоматизации на рабочем месте
  2. Типы и характеристики логической информации
  3. Работа с медицинскими записями
2
5.

Технология обработки числовых данных.

  1. Типы и форматы числовых данных
  2. Процессы ввода и проверки данных
  3. Обнаружение и исправление ошибок
2
6.

Компьютерный анализ медицинских данных.

  1. Цели анализа медицинских данных
  2. Описательные статистические методы
  3. Группировка и классификация данных
2
7.

Программные инструменты для создания мультимедийных приложений в медицине.

  1. Концепция и компоненты мультимедиа
  2. Мультимедийные приложения в медицинском образовании
  3. Создание интерактивных учебных материалов
2
8.

Программное обеспечение для создания медицинских презентаций.

  1. Типы программного обеспечения для создания презентаций (PowerPoint, Keynote, Prezi)
  2. Структура медицинских презентаций
  3. Принцип профессионального дизайна
2
9.

Организация работы в глобальной сети

  1. Архитектура Интернета и глобальных сетей
  2. Протокол TCP/IP и конфигурация сети
  3. Настройки безопасности и брандмауэра
2
10.

Оказание медицинской помощи с использованием искусственного интеллекта (ИИ) и чат-ботов

  1. Применение ИИ в медицине
  2. Получение диагностических данных с помощью мобильных приложений
  3. Работа над платформой чат-ботов
2
Итого 20

Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.

Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.

6. Задания для самостоятельного обучения

Тема
1.

Виды информации и их применение в медицине

2.

Роль компьютерных устройств в медицинских учреждениях

3.

Операционные системы и их применение в медицинских программах

4.

Типы компьютерной памяти и хранение медицинских данных

5.

Устройства ввода-вывода в медицинской практике

6.

Виды программного обеспечения и их роль в медицине

7.

Работа с файлами и организация медицинской документации

8.

Раскрытие практических вопросов медицины, биологии и фармации.

9.

Программы обработки медицинских изображений

10.

Программы калибровки медицинских инструментов

11.

Работа в интернет-браузерах и на медицинских сайтах

12.

Обмен медицинской информацией по электронной почте

13.

Виды телемедицинских услуг

14.

Онлайн доступ к медицинским базам данных

15.

Способы резервного копирования данных

16.

Проектирование структуры базы данных

17.

Система индексации и поиска

18.

Методы проверки достоверности данных

19.

Права пользователя и контроль доступа

20.

Оптимизация базы данных

21.

Создание и форматирование отчетов

22.

Импорт/экспорт данных

23.

Архивирование и долговременное хранение

24.

Вычисление среднего значения и стандартного отклонения

25.

Создание интерактивных презентаций

26.

Мультимедийные презентации

27.

Стандарты медицинской отчетности

28.

Риски потери данных

29.

Большие данные в медицине

30.

Раскрытие практических вопросов медицины, биологии и фармации.

 

 

7. Список использованной литературы:

7.1. Основная литература

  1. Базарбаев М.И., Муллажонов И. и зав. Биофизика, Учебник. Ташкент. 2018.
  2. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. Учебник. М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа». 2018.
  3. Пол Давидовиц «Физика в биологии и медицине», учебник. 2019
  4. М.И.Базарбаев, А.К.Тулабоев и др. Информационные технологии в медицине. Учебник. Ташкент, 2018.
  5. В.П. Омельченко, А.А. Демидова., Медицинская информатика, Учебник. 2016 год

7.2. Дополнительная литература

  1. Якуб Мишек, Марсель Ветерник, Ян Якуш и др. Медицинская биофизика. Мартин, 2022.
  2. Х.С.Осаров, Н.Р.Тулькинходжиева. Учебник «Медицинская и биологическая физика, информационные технологии в медицине». Андижан, 2025.
  3. Пол Давидовиц. Физика в биологии и медицине. Четвёртое издание, 2013 г.
  4. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. Учебник. Москва. Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа». 2018.

7.3. Информационные ресурсы

  • http://www.biophys.msu.ru
  • http://biophysics.spbstu.ru/useful_links
  • http://medulka.ru/biofizika
  • http://www.library.biophys.msu.ru/

 

Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова

8. Критерии и план оценки предмета

8.1. Формы оценки знаний студентов

Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).

Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:

1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.

2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.

3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.

4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.

Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.

Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:

Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.

8.2. Критерии оценки знаний студентов

Тип контроля Описание Балл Время проведения (начало – окончание)
Текущий контроль (ТК)
1. Workshop Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki 5 3-13-hafta(lar) davomida
2. Mustaqil ish Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
3. Vazifa / topshiriqlar Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
4. Davomat Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. 15 1-13-hafta(lar) davomida
Итого 40  
Промежуточный контроль (ПК)
1. Устно Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена 20 8-я неделя
Итого 20  
Итоговый контроль (ИК)
1. Тест Тесты по пройденным темам 40 После завершения учебного процесса
Итого 40  
Всего 100  

8.3. Описание системы оценивания в КУАФ

Оценка Процент GPA
A+ 95-100 4.5
A 90-94 4.0
B+ 80-89 3.5
B 70-79 3.0
C+ 65-69 2.5
C 60-64 2.0
F 0-59 0

Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке

Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:

a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Полное понимание сущности и содержания предмета;
  • Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
  • Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
  • Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
  • Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
  • Хорошо подготовленный конспект.
  • Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
  • Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
  • Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
  • Умение интерпретировать исторические процессы.

b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
  • Понимание практической значимости содержания предмета.
  • Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
  • Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
  • Хорошо сформированный конспект.
  • Полное выполнение самостоятельных заданий.
  • Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом

c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие общего понимания предмета.
  • Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
  • Неясное изложение материала.
  • Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
  • Недостаточно проработанный конспект.

d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):

  • Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
  • Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
  • Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
  • Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
  • Невозможность ответить на вопросы по предмету.
  • Недостаточное знание предмета.

9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости

1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован.

2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена.

3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено.

4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом.

5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться.

6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны.

7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других.

10. Информация о преподавателе предмета

Авторы: Гайрат Таджибаев Орибжанович
Абдувохидов Халилилло Шукруллаевич
Электронная почта: tajibayev1965@gmail.com
engabduvohidov@gmail.com
Организация и кафедра: Андижанский филиал Кокандского университета, Компьютерная инженерия и цифровые технологии
Рецензенты:

A.Medatov - Zahiriddin Muhammad Bobur nomidagi Andijon davlat universiteti Axborot texnologiyalari kafedrasi dotsenti, pedagogika fanlar nomzodi.

M.Abduvoxidov - Qoʻqon universiteti Andijon filiali Kompyuter injiniringi va raqamli texnologiyalar kafedrasi dotsent v.b.

Дни и время приема студентов: Четверг, 14.00 – 16.00

 

Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____

 

Силлабус одобрен протоколом № ___ заседания кафедры КИ и РТ от «____» __________ 2025 года

 

       

(imzo)

Gʻ. Xolbutayev

Akademik ishlar departamenti boshligʻi

(imzo)

S. Dadabayev

Fakultet dekani

(imzo)

N. A. Kabulov

Kafedra mudiri

(imzo)

Т.О.Гайрат

Fan oʻqituvchisi

       

(imzo)

Х.Ш.Абдувохидов

Fan oʻqituvchisi