![]() |
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по академической деятельности И. Г. Мамажонов ________________________ «____»________________ 2025 год |
силлабус по дисциплине
Информационные технология в медицине
1. Общие сведения
| Академическая степень | бакалавр | Направление обучения | 60910100 - Stomatologiya | ||
| Продолжительность обучения (лет) | 5 | Семестр | 1 | ||
| Название дисциплины | Информационные технология в медицине | Код дисциплины | ИТМ1106 | ||
| Форма обучения | очная | Вид дисциплины | обязательная | ||
| Язык обучения | Русский | Продолжительность семестра | 15 недель | ||
| Кредиты, отведённые на дисциплину | ECTS: 2 | Формы контроля |
промежуточный: Письменно текущий: Практическая занятия итоговый: тест |
||
| Всего академических часов | 60 | Распределение аудиторных занятий | лек | прак | |
|
30 (ауд) |
30 (сам) |
10 | 20 | ||
2. Цель дисциплины
Целью медицинской и биологической физики, науки информационных технологий в медицине является приобщение будущих специалистов к теоретическим и практическим знаниям, необходимым для правильного интерпретации физиологических процессов в деятельности органов и систем организма, демонстрация первичности биофизических изменений в органах и тканях организма на основе процессов возникновения различных заболеваний. Понимание молекулярных, клеточных и тканевых биофизических свойств и свойств органов, тканей и систем человеческого организма, состояния организма, механизмов возникновения и развития заболеваний и их устранении обеспечение приобретения современных физических знаний и повышение квалификации, необходимых для создания новых методов лечения на высоком технологическом уровне.
3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной
1. Базовые знания не требуются.
4. Результаты обучения
4.1. В аспекте знаний:
- В плане практических навыков: владеть способами выбора и использования информации в интернет-социальных сетях; принимать самостоятельные решения в своей профессиональной деятельности, обладать конкурентоспособной общепрофессиональной подготовкой по соответствующему направлению бакалавриата, иметь сформированный идеологический иммунитет против кибертерроризма, кибернасилия (cyberbullying).
4.2. В аспекте навыков:
- Знание факторов глобализации и устойчивого развития, о том, что коррупция является следствием глобального морального кризиса, формирование чувства ответственности в борьбе с ней, умение прогнозировать социальные процессы, обеспечение физического и психического здоровья, психической безопасности, соблюдение здорового образа жизни, использование возможностей критического мышления в целях обеспечения стабильности общества, повышения социального контроля и повышения личной ответственности.
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание лекционных занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Информация и информационные процессы. Методы и средства информатизации в медицине.
|
2 |
| 2. |
Медицинские информационные системы медицинских учреждений. Технологии обработки медицинских данных.
|
2 |
| 3. |
Цифровые технологии в медицине.
|
2 |
| 4. |
Медицинские приборы с компьютерными системами и их рабочие механизмы
|
2 |
| 5. |
Телекоммуникационные технологии и интернет-ресурсы в медицине
|
2 |
| Итого | 10 | |
5.2. Содержание практических занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Понятие информации.
|
2 |
| 2. |
Принцип работы современных компьютеров
|
2 |
| 3. |
Практическое программное обеспечение для решения медицинских задач.
|
2 |
| 4. |
Интеллектуальные технологии обработки информации для автоматизации медицинских рабочих мест.
|
2 |
| 5. |
Технология обработки числовых данных.
|
2 |
| 6. |
Компьютерный анализ медицинских данных.
|
2 |
| 7. |
Программные инструменты для создания мультимедийных приложений в медицине.
|
2 |
| 8. |
Программное обеспечение для создания медицинских презентаций.
|
2 |
| 9. |
Организация работы в глобальной сети
|
2 |
| 10. |
Оказание медицинской помощи с использованием искусственного интеллекта (ИИ) и чат-ботов
|
2 |
| Итого | 20 | |
Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.
Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.
6. Задания для самостоятельного обучения
| № | Тема |
|---|---|
| 1. |
Виды информации и их применение в медицине |
| 2. |
Роль компьютерных устройств в медицинских учреждениях |
| 3. |
Операционные системы и их применение в медицинских программах |
| 4. |
Типы компьютерной памяти и хранение медицинских данных |
| 5. |
Устройства ввода-вывода в медицинской практике |
| 6. |
Виды программного обеспечения и их роль в медицине |
| 7. |
Работа с файлами и организация медицинской документации |
| 8. |
Раскрытие практических вопросов медицины, биологии и фармации. |
| 9. |
Программы обработки медицинских изображений |
| 10. |
Программы калибровки медицинских инструментов |
| 11. |
Работа в интернет-браузерах и на медицинских сайтах |
| 12. |
Обмен медицинской информацией по электронной почте |
| 13. |
Виды телемедицинских услуг |
| 14. |
Онлайн доступ к медицинским базам данных |
| 15. |
Способы резервного копирования данных |
| 16. |
Проектирование структуры базы данных |
| 17. |
Система индексации и поиска |
| 18. |
Методы проверки достоверности данных |
| 19. |
Права пользователя и контроль доступа |
| 20. |
Оптимизация базы данных |
| 21. |
Создание и форматирование отчетов |
| 22. |
Импорт/экспорт данных |
| 23. |
Архивирование и долговременное хранение |
| 24. |
Вычисление среднего значения и стандартного отклонения |
| 25. |
Создание интерактивных презентаций |
| 26. |
Мультимедийные презентации |
| 27. |
Стандарты медицинской отчетности |
| 28. |
Риски потери данных |
| 29. |
Большие данные в медицине |
| 30. |
Раскрытие практических вопросов медицины, биологии и фармации. |
7. Список использованной литературы:
7.1. Основная литература
- Базарбаев М.И., Муллажонов И. и зав. Биофизика, Учебник. Ташкент. 2018.
- Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. Учебник. М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа». 2018.
- Пол Давидовиц «Физика в биологии и медицине», учебник. 2019
- М.И.Базарбаев, А.К.Тулабоев и др. Информационные технологии в медицине. Учебник. Ташкент, 2018.
- В.П. Омельченко, А.А. Демидова., Медицинская информатика, Учебник. 2016 год
7.2. Дополнительная литература
- Якуб Мишек, Марсель Ветерник, Ян Якуш и др. Медицинская биофизика. Мартин, 2022.
- Х.С.Осаров, Н.Р.Тулькинходжиева. Учебник «Медицинская и биологическая физика, информационные технологии в медицине». Андижан, 2025.
- Пол Давидовиц. Физика в биологии и медицине. Четвёртое издание, 2013 г.
- Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. Учебник. Москва. Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа». 2018.
7.3. Информационные ресурсы
- http://www.biophys.msu.ru
- http://biophysics.spbstu.ru/useful_links
- http://medulka.ru/biofizika
- http://www.library.biophys.msu.ru/
Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова
8. Критерии и план оценки предмета
8.1. Формы оценки знаний студентов
Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).
Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:
1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.
2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.
3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.
4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.
Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.
Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:
Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.
8.2. Критерии оценки знаний студентов
| № | Тип контроля | Описание | Балл | Время проведения (начало – окончание) |
|---|---|---|---|---|
| Текущий контроль (ТК) | ||||
| 1. | Workshop | Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki | 5 | 3-13-hafta(lar) davomida |
| 2. | Mustaqil ish | Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 3. | Vazifa / topshiriqlar | Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 4. | Davomat | Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. | 15 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| Итого | 40 | |||
| Промежуточный контроль (ПК) | ||||
| 1. | Устно | Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена | 20 | 8-я неделя |
| Итого | 20 | |||
| Итоговый контроль (ИК) | ||||
| 1. | Тест | Тесты по пройденным темам | 40 | После завершения учебного процесса |
| Итого | 40 | |||
| Всего | 100 | |||
8.3. Описание системы оценивания в КУАФ
| Оценка | Процент | GPA |
|---|---|---|
| A+ | 95-100 | 4.5 |
| A | 90-94 | 4.0 |
| B+ | 80-89 | 3.5 |
| B | 70-79 | 3.0 |
| C+ | 65-69 | 2.5 |
| C | 60-64 | 2.0 |
| F | 0-59 | 0 |
Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке
Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:
a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Полное понимание сущности и содержания предмета;
- Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
- Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
- Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
- Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
- Хорошо подготовленный конспект.
- Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
- Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
- Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
- Умение интерпретировать исторические процессы.
b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
- Понимание практической значимости содержания предмета.
- Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
- Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
- Хорошо сформированный конспект.
- Полное выполнение самостоятельных заданий.
- Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом
c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Наличие общего понимания предмета.
- Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
- Неясное изложение материала.
- Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
- Недостаточно проработанный конспект.
d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):
- Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
- Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
- Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
- Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
- Невозможность ответить на вопросы по предмету.
- Недостаточное знание предмета.
9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости
|
1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован. 2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена. 3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено. 4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом. |
5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться. 6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны. 7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других. |
10. Информация о преподавателе предмета
| Авторы: |
Гайрат Таджибаев Орибжанович Абдувохидов Халилилло Шукруллаевич |
|---|---|
| Электронная почта: |
tajibayev1965@gmail.com engabduvohidov@gmail.com |
| Организация и кафедра: | Андижанский филиал Кокандского университета, Компьютерная инженерия и цифровые технологии |
| Рецензенты: |
A.Medatov - Zahiriddin Muhammad Bobur nomidagi Andijon davlat universiteti Axborot texnologiyalari kafedrasi dotsenti, pedagogika fanlar nomzodi. M.Abduvoxidov - Qoʻqon universiteti Andijon filiali Kompyuter injiniringi va raqamli texnologiyalar kafedrasi dotsent v.b. |
| Дни и время приема студентов: | Четверг, 14.00 – 16.00 |
Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____
Силлабус одобрен протоколом № ___ заседания кафедры КИ и РТ от «____» __________ 2025 года
|
(imzo) Gʻ. Xolbutayev Akademik ishlar departamenti boshligʻi |
(imzo) S. Dadabayev Fakultet dekani |
(imzo) N. A. Kabulov Kafedra mudiri |
(imzo) Т.О.Гайрат Fan oʻqituvchisi |
|||
|
(imzo) Х.Ш.Абдувохидов Fan oʻqituvchisi |
