Saqlash joyi
KUAF-logo «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по академической деятельности
И. Г. Мамажонов
________________________
«____»________________ 2025 год

 

силлабус по дисциплине

Введение в языкознание

 

1. Общие сведения

Академическая степень бакалавр Направление обучения 60230100 - Филология и обучение языкам
Продолжительность обучения (лет) 4 Семестр 1
Название дисциплины Введение в языкознание Код дисциплины TILHS1104
Форма обучения очная Вид дисциплины обязательная
Язык обучения Русский Продолжительность семестра 15 недель
Кредиты, отведённые на дисциплину ECTS:    4    Формы контроля промежуточный: устно
текущий: тренинг/выполнение самостоятельной проектной работы/ задания посещаемость
итоговый: тесы
Всего академических часов 180 Распределение аудиторных занятий лек прак sem
72
(ауд)
108
(сам)
24 24 0
 

2. Цель дисциплины

-Ознакомить студентов с предметом и задачами науки о языке, структурой современной лингвистики, основными разделами языкознания; сформировать представление о базовых лингвистических понятиях, об основной лингвистической терминологии; -сообщить основные сведения о языке, необходимые для дальнейшего углубленного изучения курсов по отдельным разделам лингвистической науки; подготовить студентов к дальнейшему изучению дисциплин лингвистического цикла.

3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной

1. По данной дисциплине начальные знания не требуются. (---)

4. Результаты обучения

4.1. В аспекте знаний:

  • После успешного завершения данного предмета у студентов появляется способность решать задачи воспитания и духовно нравственного развития обучающихся в учебной и вне учебной деятельности;
  • о методологии языкознания;
  • о границах применения научных методов лингвистики;
  • о системе языковедческого научного знания;
  • об актуальных проблемах языковедения.

4.2. В аспекте навыков:

  • ориентирования в предмете частного и общего языкознания;
  • приемов научного исследования языка;
  • пользования современной научной литературой, электронными версиями учебников и каталогов библиотек;
  • демонстрации толерантности, уважения к другим народам, культурам, обычаям и языкам.

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание лекционных занятий

Тема и план Количество часов
1.

Языкознание как наука о языке.

  1. 1.Основные аспекты и разделы языкознания.
  2. 2.Общие и частные методы исследования в языкознании.
  3. 3.Связь языкознания с другими науками. Искусственные языки
2
2.

Фонетика

  1. 1.Фонетическое членение речи.
  2. 2.Фонетическая транскрипция.
  3. 3.Звуковые процессы.
2
3.

Фонетика

  1. 1.Орфоэпия.
  2. 2.Орфоэпические нормы языка.
  3. 3.Ударение
2
4.

Лексикология

  1. 1.Понятие слова. Типы слов в языке.
  2. 2. Полисемия: Метафора. Метонимия. Синекдоха.
  3. 3.Омонимия. Синонимия. Антонимия. Паронимия.
2
5.

Лексикология

  1. 1.Активная лексика
  2. 2.Пассивная лексика
  3. 3.Употребление в литературе
2
6.

Лексикография

  1. 1.Лексикография как раздел языкознания. Предмет и задачи лексикографии.
  2. 2.Типы словарей
  3. 3.Словарные статьи
2
7.

Фразеология

  1. Фразеология.
  2. 1.Фразеология как наука.
  3. 2.Фразеологический оборот и его основные признаки: воспроизводимость, непроницаемость, устойчивость в составе и структуре, экспрессивность и образность.
  4. 3.Классификация фразеологизмов с точки зрения семантической слитности (по В. В.Виноградову).
2
8.

Словообразование

  1. 1.Словообразование как наука.
  2. 2.Морфема как минимальная единица словообразования.
  3. 3.Алломорфы. Варианты морфемы.
2
9.

Графика

  1. 1.Понятие о письме.
  2. 2.Этапы развития письма.
  3. 3. Графика.
2
10.

Орфография

  1. 1.Основные принципы русской орфографии
  2. 2.Разделы русской орфографии
  3. 3. Применение на практике
2
11.

Морфология.

  1. 1.Понятие термина морфология
  2. 2.Принципы классификации частей речи.
  3. 3.Грамматические формы слов
2
12.

Синтаксис

  1. 1.Синтаксис как раздел языкознания.
  2. 2.Словосочетание
  3. 3.Способы синтаксической связи в словосочетании: сочинение; сопряжение (координация) и тяготение; подчинение (согласование, управление, примыкание; изафет, замыкание, инкорпорирование).
2
Итого 24

 

5.2. Содержание практических занятий

Тема и план Количество часов
1.

Языкознание: связь с другими дисциплинами

  1. 1.Разделы лингвистики
  2. 2. связь с другими дисциплинами
2
2.

Коммуникативная и познавательная функции языка

  1. 1. Язык и мышление.
  2. 2.Семиотика.
2
3.

Фонетический уровень структуры языка.

  1. 1.Звук как акустическая система.
  2. 2. Акустические признаки звуков.
2
4.

Фонетика

  1. 1.Классификация гласных и согласных звуков
  2. 2.Комбинаторные и позиционные изменения звуков речи
2
5.

Транскрибирование текста

  1. 1.Транскрипция .
  2. 2.Основные правила транскрипции
2
6.

Лексикология

  1. 1.Слово как предмет изучения в лексикологии
  2. 2.Типы слов в языке
2
7.

Лексикология

  1. 1.Парадигматические отношения в лексике: омонимия, синонимия, антонимия, паронимия
  2. 2.Употребление в художественной литретуре
2
8.

Активный и пассивный словарные составы языка

  1. 1.Лекико-семантические группы слов
  2. 2. Состав языка
2
9.

Фразеология.

  1. 1.Фразеологические единства. Фразеологические сращения
  2. 2.Фразеологические выражения .Фразеологические сочетания
2
10.

Морфемика и словообразование

  1. 1. Понятие о морфемике
  2. 2.Типы морфем
2
11.

Графика

  1. 1.Алфавит
  2. 2.Письмо
2
12.

Школы и направления в языкознании

  1. 1.Петербургская школа
  2. 2.Московская школа
2
Итого 24

 

5.3. Содержание семинарских занятий

Тема и план Количество часов
1.

Коммуникативная и познавательная функции языка

  1. 1.Язык и мышление.
  2. 2.Семиотика. Языковая норма. Узус
2
2.

Фонетический уровень структуры языка.

  1. 1.Звук как акустическая система. Акустические признаки звуков.
  2. 2.Явление резонанса. Тон шум.
2
3.

Ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, диэреза, эпентеза, гаплология, метатеза

  1. 1.Понятие звукового закона и фонетических соответствий в родственных языках.
  2. 2. Анализ некоторых звуковых законов в русском и тюркских языках
2
4.

Основы ономасиологии

  1. 1.Определение лексического значения слов на основе контекстов и построение словарных статей в словарях разных типов.
  2. 2.Работа со словарями Ожегова С.И., Малым и Большим академическим словарем
2
5.

Системные отношения лексических единиц

  1. 1.Полисемия слов и разные типы связи между значениями многозначного слова (типы переноса).
  2. 2.Понятие лексической микросистемы (лексико- семантические группы слов).
2
6.

Фразеология

  1. 1.Фразеологические единства, фразеологические сращения, 2.Фразеологические выражения, фразеологические сочетания
2
7.

Словообразование и словоизменение

  1. 1.Морфологические типы слов в языках.
  2. 2.Принципы морфологического и словообразовательного анализа. Явление агглютинации и фузии
2
8.

Грамматические категории и части речи, их своеобразие в языках мира.

  1. 1.Сопоставительный анализ грамматических категорий в русском и узбекском (турецком, английском, немецком, французском, арабском, корейском) языке (на выбор).
  2. 2.Отражение в художественной литературе
2
9.

Понятие о словосочетании и предложении

  1. 1. Типы словосочетаний, типы связи слов в словосочетаниях. Учение о предложении.
  2. 2. Предложения простые и сложные, полипредикативные
2
10.

Письмо

  1. 1.История письма.
  2. 2.Сопоставление алфавитов разных языков
2
11.

Понятие родства некоторых языков между собой

  1. 1.Семья, группа, ветвь родственных. Индоевропейская семья языков и основные семьи языков на территории нашей страны. 2.Типологическое языкознание. Морфологические типы языков: изолирующий, агглютинативный, флективный, аналитический
2
12.

Проблема происхождения языка.

  1. 1.Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи.
  2. 2.Исторические изменения в грамматическом строе. Понятие о звуковом законе
2
Итого 24

Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.

6. Задания для самостоятельного обучения

Тема
1.

Язык и теория познания

2.

Язык и культура

3.

Фонетика и фонология

4.

Гипотезы происхождения языка. История языкознания.

5.

Сравнительно-историческое и типологическое языковедение.

6.

Международные и искусственные языки

7.

Лингвокультурология и проблема языковой картины мира

8.

Литературный язык и другие формы существования языка: диалекты, социолекты, просторечие

9.

Общие проблемы современной лингвистики

10.

Прикладная значимость лингвистики в современном мире

11.

Компьютерная лингвистика

12.

Проблемы современной диалектологии. Язык, диалект, идиом

13.

Принципы этимологического исследования. Проблема народной этимологии

14.

Стили литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический. Разговорная речь

15.

Язык художественной литературы как особое явление

16.

Понятие типологии

17.

Языковые ареалы и семьи

18.

Типологические особенности славянских языков и русского языка в частности

19.

Основные классификации языков

20.

Предмет и задачи когнитивной лингвистики

21.

Этимология

22.

Разные виды и источники заимствований

23.

Калькирование (лексическое и грамматическое) как особый вид заимствования.

24.

Признаки обрусения заимствованных единиц.

25.

Понятие идиолекта. Методы изучения индивидуальных языковых особенностей человека.

26.

Факторы, которые могут влиять на речь индивида

27.

Каламбуры

28.

Языковая игра на разных уровнях (фонетика, графика, лексика, синтаксис, дискурс)

29.

Язык художественной литературы как особое явление

30.

Фонология

 

 

7. Список использованной литературы:

7.1. Основная литература

  1. 1. Э.А. Исламова, Р.М. Болгарова . Введение в языкознание. Учебное пособие Казань – 2016.С-314 2. Е. В. Литус. Введение в языкознание. Славянске-на-Кубани – 2021.С-200

7.2. Дополнительная литература

  1. 1. Е.Л. Березович, В. Кабинина, О.В. Мищенко; Введение в языкознание: практикум: учеб.-метод. Пособие/ сост. науч.ред. М.Э. Рут. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. –100 с. 2. Т.И. Вендина . Введение в языкознание. – М.: Высшая школа,2001. – 288. 3. А.А. Гируцкий , Г.А. Камлевич Введение в языкознание: практикум. – Минск: Асар, 2016. – 288 с.

7.3. Информационные ресурсы

  • 1.https://kpfu.ru/ 2. https://e.lanbook.com/ 3.https://biblioclub.ru/

 

Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова

8. Критерии и план оценки предмета

8.1. Формы оценки знаний студентов

Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).

Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:

1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.

2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.

3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.

4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.

Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.

Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:

Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.

8.2. Критерии оценки знаний студентов

Тип контроля Описание Балл Время проведения (начало – окончание)
Текущий контроль (ТК)
1. Workshop Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki 5 3-13-hafta(lar) davomida
2. Mustaqil ish Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
3. Vazifa / topshiriqlar Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
4. Davomat Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. 15 1-13-hafta(lar) davomida
Итого 40  
Промежуточный контроль (ПК)
1. Устно Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена 20 8-я неделя
Итого 20  
Итоговый контроль (ИК)
1. Тест Тесты по пройденным темам 40 После завершения учебного процесса
Итого 40  
Всего 100  

8.3. Описание системы оценивания в КУАФ

Оценка Процент GPA
A+ 95-100 4.5
A 90-94 4.0
B+ 80-89 3.5
B 70-79 3.0
C+ 65-69 2.5
C 60-64 2.0
F 0-59 0

Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке

Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:

a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Полное понимание сущности и содержания предмета;
  • Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
  • Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
  • Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
  • Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
  • Хорошо подготовленный конспект.
  • Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
  • Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
  • Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
  • Умение интерпретировать исторические процессы.

b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
  • Понимание практической значимости содержания предмета.
  • Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
  • Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
  • Хорошо сформированный конспект.
  • Полное выполнение самостоятельных заданий.
  • Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом

c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие общего понимания предмета.
  • Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
  • Неясное изложение материала.
  • Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
  • Недостаточно проработанный конспект.

d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):

  • Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
  • Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
  • Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
  • Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
  • Невозможность ответить на вопросы по предмету.
  • Недостаточное знание предмета.

9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости

1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован.

2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена.

3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено.

4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом.

5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться.

6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны.

7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других.

10. Информация о преподавателе предмета

Авторы:
Электронная почта:
Организация и кафедра: Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра узбекской и русской филологии
Рецензенты:
Дни и время приема студентов: Среда-четверг, с 15.00 – 16.00 ____№_406

 

Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____

 

Силлабус одобрен протоколом заседания кафедры узбекской и русской филологии от ________ 2025 года № _____.

 

       

(imzo)

Gʻ. Xolbutayev

Akademik ishlar departamenti boshligʻi

(imzo)

S. Dadabayev

Fakultet dekani

(imzo)

F. K. Xabibullayeva

Kafedra mudiri

(imzo)

Kiritilmagan

Fan oʻqituvchisi