Saqlash joyi
KUAF-logo «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по академической деятельности
И. Г. Мамажонов
________________________
«____»________________ 2025 год

 

силлабус по дисциплине

Информационные технологии

 

1. Общие сведения

Академическая степень бакалавр Направление обучения 60410100 - Экономика
Продолжительность обучения (лет) 4 Семестр 1
Название дисциплины Информационные технологии Код дисциплины INF 101
Форма обучения очная Вид дисциплины обязательная
Язык обучения Русский Продолжительность семестра 15 недель
Кредиты, отведённые на дисциплину ECTS:    4    Формы контроля промежуточный: Практическое задание
текущий: Практическое задание
итоговый: Тест
Всего академических часов 120 Распределение аудиторных занятий лек прак
60
(ауд)
60
(сам)
30 30
 

2. Цель дисциплины

Цель курса — предоставить студентам информационно-коммуникационные технологии, современные информационные системы, программное обеспечение и навыки их использования, навыки использования облачных сервисов, навыки использования текстовых редакторов, программного обеспечения для работы с электронными таблицами, а также навыки работы с электронными платформами.

3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной

1. Базовые знания не требуются.

4. Результаты обучения

4.1. В аспекте знаний:

  •  иметь базовые знания о компьютерах и их использовании;
  •  иметь знания о принципах форматирования и обработки текстовой и табличной информации;
  •  иметь представление о базах данных;
  •  иметь представление об электронном правительстве;
  •  иметь представление об электронных платформах и их использовании;
  •  иметь базовые знания о современных системах искусственного интеллекта и их использовании.
  • Yangi ro'yxat saqlandi

4.2. В аспекте навыков:

  • - знание офисных программ и их использование;
  •  работа с электронными таблицами и данными в них;
  •  современные информационные системы и их эффективное использование;
  •  современные системы искусственного интеллекта и их использование
  • Yangi ro'yxat saqlandi

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание лекционных занятий

Тема и план Количество часов
1.

Введение в науку. Понятие и классификация современных информационно-коммуникационных технологий.

  1. Информационные технологии.
  2. История развития информационных технологий.
  3. Современные информационные технологии.
  4. Информационные технологии в применении к экономике.
2
2.

Инфраструктура информационных технологий.

  1. Компоненты инфраструктуры информационных технологий.
  2. Типы современных устройств ввода, вывода и хранения информации, используемых при решении экономических задач.
  3. Типы компьютеров, используемых в бизнесе. Тенденции развития
2
3.

Программные продукты, используемые в экономике

  1. Классификация и функции программных продуктов, используемых при решении экономических задач.
  2. Общее определение операционных систем Microsoft Windows, Unix и Linux.
  3. Определение мобильных операционных систем Android, Windows и iOS.Приложения, используемые в бизнесе.
2
4.

Современные текстовые редакторы

  1. Основные понятия и принципы работы текстовых редакторов.
  2. Анализ редакторов MS Office, MS Word, Google Docs.
  3. Выполнение операций со Smart Art, Word Art, таблицами, гиперссылками и макросами в текстовых редакторах.
2
5.

Использование электронных таблиц при решении экономических задач.

  1. Основные понятия и принципы работы электронных таблиц.
  2. Просмотр и обработка данных.
  3. Инструменты для статистического анализа и редактирования данных
2
6.

Функции анализа данных в MS Excel

  1. Инструменты для работы с данными и их обобщения.
  2. Методы анализа данных.
2
7.

Инструменты для создания презентаций.

  1. Основные понятия и принципы работы редакторов презентаций.
  2. Анализ редакторов Microsoft PowerPoint, Google Slides.
  3. Выполнение действий в редакторах презентаций.
2
8.

Сетевые технологии и интернет-сервисы

  1. Понятие и виды компьютерных сетей.
  2. Применение сетевых технологий в отраслях и секторах народного хозяйства.
  3. Работа с интернет-сервисами.
2
9.

Базы данных и технологии обработки данных.

  1. Базы данных и модели их создания.
  2. Основные функции и особенности систем управления базами данных
2
10.

Современные системы искусственного интеллекта

  1. Генерация текста. Платформа ChatGPT и её эффективное использование.
  2. Платформа для подготовки презентаций. Платформы Gamma и Prezi.
  3. Использование систем искусственного интеллекта для решения экономических задач
2
11.

Понятие информационных систем.

  1. Роль и функции информационных систем в организации.
  2. Основные компоненты информационных систем.
  3. Классификация информационных систем.
2
12.

Электронное правительство.

  1. Понятие и задачи электронного правительства.
  2. Мировой опыт внедрения электронного правительства.
  3. Интерактивные сервисы и их использование.
2
13.

Облачные технологии и работа с ними.

  1. Понятие облачных технологий.
  2. Основные виды облачных технологий. Методы внедрения облачных технологий в налоговые, бухгалтерские и банковские системы.
  3. Обеспечение информационной безопасности в облачных технологиях
2
14.

Электронный бизнес и мобильная коммерция

  1. Понятие электронного рынка и электронных товаров. Электронная платёжная система.
  2. Модели электронного бизнеса и электронной коммерции.
  3. Интернет-банкинг; Интернет-торговля; Интернет-страхование, услуги интернет-маркетинга.
  4. Мобильная коммерция.
2
15.

Методы обеспечения информационной безопасности.

  1. Понятие и необходимость информационной безопасности.
  2. Методы обеспечения информационной безопасности в цифровой экономике.
  3. Применение криптографических методов защиты информации.
2
Итого 30

 

5.2. Содержание практических занятий

Тема и план Количество часов
1.

Программные инструменты, используемые для обработки текста

  1. Microsoft Word, Google Docs и их основные функции.
  2. Команды и задачи в меню программы.
  3. Форматирование символов текста. Работа с горячими клавишами в программах.
2
2.

Технологии обработки данных в электронных таблицах

  1. Понимание электронных таблиц.
  2. Таблица Microsoft Excel и работа с ней.
  3. Панель инструментов Excel.
2
3.

Работа с формулами и функциями в Microsoft Excel.

  1. Работа с математическими функциями в Microsoft Excel.
  2. Работа с текстовыми функциями в Microsoft Excel.
  3. Работа с экономическими функциями в Microsoft Excel.
2
4.

Диаграммы и визуализация данных в Excel.

  1. Выбор шаблонов диаграмм.
  2. Диаграммы и визуализация данных
2
5.

Технологии подготовки презентаций

  1. Понимание презентаций.
  2. Microsoft Power Point и его возможности.
  3. Использование изображений, звуков и анимации в Power Point.
2
6.

Проектирование баз данных в MS Access

  1. СУБД MS Access.
  2. Элементы интерфейса.
  3. Панели инструментов и меню.
2
7.

Функции и объекты MS Access.

  1. Работа с таблицами в MS Access.
  2. Работа с запросами в MS Access.
  3. Создание отчетов в MS Access.
2
8.

Визуализация данных и инфографика

  1. Концепция визуализации данных.
  2. Методы создания эффективной инфографики.
  3. Онлайн-платформы визуализации данных.
2
9.

Применение информационных систем в различных областях

  1. Налоговые информационные системы
  2. Бухгалтерские информационные системы
  3. Банковские информационные системы
2
10.

Эффективное использование поисковых систем в Интернете

  1. Понимание сети и её типов.
  2. Понятие Интернета.
  3. Понимание поисковых систем в Интернете и их возможностей.
  4. Эффективное использование Интернета.
2
11.

Облачные технологии

  1. Модели облачных технологий и процесс их становления.
  2. Современные облачные сервисы.
  3. Облако — технология для каждой современной компании. Google Диск
2
12.

Финансовые технологии FinTech

  1. Общее понимание финансовых технологий.
  2. Приложения Click, Payme, Uzum.
  3. Выполнение различных действий с использованием приложений.
2
13.

Использование сервисов Единого портала государственных услуг

  1. Знакомство с системой «Электронное правительство».
  2. Инфографика — Единый портал государственных услуг 2.0: ориентация пользователя.
  3. Доступ пользователя ко всем государственным системам электронного правительства под одной учетной записью. Регистрация пользователя.
2
14.

Современные системы искусственного интеллекта

  1. Платформа ChatGPT и её эффективное использование.
  2. Платформы Gamma и Prezi.
  3. Платформа Flux AI.
2
15.

Обеспечение защиты персональных данных в программах для ЭВМ и информационных системах

  1. Правила защиты персональных данных в программах для ЭВМ и информационных системах.
  2. Установка и настройка антивирусных программ.
  3. Понятие компьютерных вирусов. Способы защиты персональных данных в информационных системах от вирусов.
2
Итого 30

Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.

Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.

6. Задания для самостоятельного обучения

Тема
1.

Понятие информации и данных

2.

Виды информации (аналоговая и дискретная)

3.

Классификация современных ИКТ-технологий

4.

История развития информационных технологий

5.

Понятие и типы программного обеспечения

6.

Возможности Microsoft Word

7.

Информационные системы и их жизненный цикл

8.

Автоматизированные информационные системы

9.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

10.

Методы защиты персональных данных

11.

Безопасность и аутентификация программного обеспечения

12.

Электронное правительство и Единый интерактивный государственный портал

13.

Интернет-сети и протоколы

14.

Социальные сети и их угрозы

15.

Виды визуализации данных

16.

Инструменты для создания эффективной инфографики

17.

PowerPoint: Дизайн презентаций и анимация

18.

Datawrapper, Canva и другие инструменты визуализации

19.

Основы машинного обучения

20.

Генерация текста с использованием ИИ: ChatGPT

21.

Технологии создания изображений: DALL·E, Flux AI

22.

Этика и риски искусственного интеллекта

23.

Языки программирования: Python, Java, C++

24.

Основы веб-программирования: HTML, CSS, JavaScript

25.

Облачные базы данных и Google Таблицы

26.

Умные устройства и Интернет вещей Приложения (Умный дом, Умный город)

27.

Облачные технологии и облачные сервисы (Google Drive, Microsoft OneDrive)

28.

Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR)

29.

Технологии блокчейна и криптовалюты

30.

Финтех-приложения (Click, Payme, Uzum)

 

 

7. Список использованной литературы:

7.1. Основная литература

  1. Дадабаева Р., Насридинова Ш., Шоахмедова Н., Ибрагимова Л., Эрматов Ш.. Информационно-коммуникационные технологии и системы. T.: Издательство «Саноатстандарт». Учебное пособие. – 2020. – 552 с.
  2. Трофимова Б.Б.. Информационные системы и технологии и управление экономикой: учебник для бакалавров. 4-е изд. М.: Идательтство Юрайт. – 2019. – 544 с
  3. Кеннет К. Лаудон, Джейн П. Лаудон. Информационные системы управления: управление цифровой фирмой. – 15-е изд., Pearson. – 2022. – 648 с.

7.2. Дополнительная литература

  1. Вострецова Е.В.. Основы информационной безопасности. Учебное пособие. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, – 2019
  2. Kelly R., Brad Prince, Hugh J. Watson. Management Information Systems. – 3rd Ed. Wiley, – 2015. – 576 p.

7.3. Информационные ресурсы

  • https://kitob.sies.uz/
  • https://ru.scribd.com/
  • https://ebook.tsue.uz/
  • https://namdu.uz/

 

Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова

8. Критерии и план оценки предмета

8.1. Формы оценки знаний студентов

Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).

Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:

1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.

2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.

3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.

4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.

Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.

Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:

Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.

8.2. Критерии оценки знаний студентов

Тип контроля Описание Балл Время проведения (начало – окончание)
Текущий контроль (ТК)
1. Workshop Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki 5 3-13-hafta(lar) davomida
2. Mustaqil ish Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
3. Vazifa / topshiriqlar Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
4. Davomat Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. 15 1-13-hafta(lar) davomida
Итого 40  
Промежуточный контроль (ПК)
1. Устно Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена 20 8-я неделя
Итого 20  
Итоговый контроль (ИК)
1. Тест Тесты по пройденным темам 40 После завершения учебного процесса
Итого 40  
Всего 100  

8.3. Описание системы оценивания в КУАФ

Оценка Процент GPA
A+ 95-100 4.5
A 90-94 4.0
B+ 80-89 3.5
B 70-79 3.0
C+ 65-69 2.5
C 60-64 2.0
F 0-59 0

Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке

Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:

a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Полное понимание сущности и содержания предмета;
  • Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
  • Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
  • Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
  • Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
  • Хорошо подготовленный конспект.
  • Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
  • Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
  • Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
  • Умение интерпретировать исторические процессы.

b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
  • Понимание практической значимости содержания предмета.
  • Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
  • Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
  • Хорошо сформированный конспект.
  • Полное выполнение самостоятельных заданий.
  • Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом

c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие общего понимания предмета.
  • Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
  • Неясное изложение материала.
  • Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
  • Недостаточно проработанный конспект.

d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):

  • Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
  • Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
  • Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
  • Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
  • Невозможность ответить на вопросы по предмету.
  • Недостаточное знание предмета.

9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости

1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован.

2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена.

3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено.

4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом.

5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться.

6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны.

7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других.

10. Информация о преподавателе предмета

Авторы:
Абдувохидов Халилилло Шукруллаевич
Хабибуллаева Иродахон Дилшод кизи
Электронная почта:
engabduvohidov@gmail.com
irishikramova@gmail.com
Организация и кафедра: Андижанский филиал Кокандского университета, Компьютерная инженерия и цифровые технологии
Рецензенты:

N.Kabulov - Qoʻqon universiteti Andijon filiali Kompyuter injiniringi va raqamli texnologiyalar kafedrasi mudiri, texnika fanlari doktori

S.Ibragimov - Andijon davlat texnika instituti “Axborot texnologiya” kafedrasi dotsenti, texnika fanlari falsafa doktori.

Дни и время приема студентов: Вторник-Среда 15:00 – 17:00 _________аудитория

 

Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____

 

Силлабус утверждена протоколом заседания кафедры вычислительной техники и цифровых технологий № ___________ __ 2025 года.

 

       

(imzo)

Gʻ. Xolbutayev

Akademik ishlar departamenti boshligʻi

(imzo)

S. Dadabayev

Fakultet dekani

(imzo)

N. A. Kabulov

Kafedra mudiri

(imzo)

Shamsitdinov Salohiddin Kamardinovich

Fan oʻqituvchisi

       

(imzo)

Х.Ш.Абдувохидов

Fan oʻqituvchisi

       

(imzo)

И.Д.Хабибуллаева

Fan oʻqituvchisi