![]() |
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по академической деятельности И. Г. Мамажонов ________________________ «____»________________ 2025 год |
силлабус по дисциплине
Гигиена. медицинская экология (стом)
1. Общие сведения
| Академическая степень | бакалавр | Направление обучения | 60910100 - Stomatologiya | ||
| Продолжительность обучения (лет) | 5 | Семестр | 3 | ||
| Название дисциплины | Гигиена. медицинская экология (стом) | Код дисциплины | GTE 1304 | ||
| Форма обучения | очная | Вид дисциплины | обязательная | ||
| Язык обучения | Русский | Продолжительность семестра | 15 недель | ||
| Кредиты, отведённые на дисциплину | ECTS: 4 | Формы контроля |
промежуточный: письменный текущий: практическое задание итоговый: Тест |
||
| Всего академических часов | 120 | Распределение аудиторных занятий | лек | прак | |
|
60 (ауд) |
60 (сам) |
12 | 48 | ||
2. Цель дисциплины
Дать студентам знания о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни и его пропаганды среди населения, стоматологической культуре, санитарно-гигиеническому воспитанию, профилактике возникновения и распространения стоматологических заболеваний, а также их ранней диагностике, а также реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека.
3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной
1. Введение в стоматологию (SK 1104)
4. Результаты обучения
4.1. В аспекте знаний:
- Дать студентам знания о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни и его пропаганды среди населения, стоматологической культуре, санитарно-гигиеническому воспитанию, профилактике возникновения и распространения стоматологических заболеваний, а также их ранней диагностике, а также реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека.
4.2. В аспекте навыков:
- Исследование микроклимата закрытых помещений.
- - Исследование антропогенного загрязнения воздуха закрытых помещений.
- - Исследование естественного освещения помещений.
- - Исследование искусственного освещения помещений.
- - Определение показателей органолептических и физических свойств воды
- - Определение скорости воздуха.
- - Определение атмосферного давления.
- - Определение влажности воздуха
- - Определение температуры воздуха.
- - Индекс Кетле и его расчет.
- - ИМТ и его расчет
- - Органолептическое исследование молока
- - Определение кислотности и плотности молока. Yangi ro'yxat saqlandi
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание лекционных занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Современная гигиена и медицинская экология, их роль в медицине
|
2 |
| 2. |
Общие гигиенические принципы лечебно-профилактических учреждений . Внутрибольничные инфекции и меры их профилактики
|
2 |
| 3. |
Питание и здоровье. Гигиенические основы диетического питания больных.
|
2 |
| 4. |
Вода — источник здоровья. Гигиена воздуха.
|
2 |
| 5. |
Гигиена детей и подростков.
|
2 |
| 6. |
Гигиена труда. Понятия о физических и химических факторах производственной среды.
|
2 |
| Итого | 12 | |
5.2. Содержание практических занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Гигиеническое значение микроклимата больничных помещений (температура, влажность, скорость движения воздуха, давление).
|
2 |
| 2. |
Понятия об антропогенном загрязнении воздуха в стоматологических кабинетах
|
2 |
| 3. |
Важность освещения в больничных палатах .
|
2 |
| 4. |
Гигиеническая оценка лечебно-профилактических учреждений. Основные гигиенические требования к терапевтическим, хирургическим, инфекционным и родильным отделениям больниц. ( Составление заключения).
|
2 |
| 5. |
Внутрибольничные инфекции и их профилактика (SanПИН 0342-17).
|
2 |
| 6. |
Понятие о рациональном питании, режим, изучение и оценка рационального питания.
|
2 |
| 7. |
Изучение и оценка правильного индивидуального питания.
|
2 |
| 8. |
Организация питания больных, их гигиенический контроль, Гигиенические основы диетического питания больных .
|
2 |
| 9. |
Гигиеническая оценка качества скоропортящихся пищевых продуктов.
|
2 |
| 10. |
Пищевые отравления и меры их профилактики
|
2 |
| 11. |
Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Важнейшие проблемы обеспечения населения Республики Узбекистан водой, концепция местного и централизованного водоснабжения
|
2 |
| 12. |
Общая характеристика методов улучшения качества питьевой воды. Понимание современных методов улучшения качества питьевой воды, осветления и обеззараживания воды (методы, средства, порядок очистки и его гигиенический контроль).
|
2 |
| 13. |
Гигиена воздуха. Физиологическое и гигиеническое значение физико-химического состава воздуха.
|
2 |
| 14. |
Биологические свойства атмосферы. Исследование и гигиеническая оценка показателей микроклимата помещений.
|
2 |
| 15. |
Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков методы их исследования.
|
2 |
| 16. |
Оценка физического развития детей и подростков в учебных заведениях (составление заключения).
|
2 |
| 17. |
Гигиенические требования к проектированию и оборудованию детских учреждений.
|
2 |
| 18. |
Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса. Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах (составление заключения).
|
2 |
| 19. |
Гигиена труда и охрана здоровья работающих. Обследование и оценка уровня шума на предприятиях . Изучение и оценка вибрационных состояний предприятий
|
2 |
| 20. |
Понятия о патологиях, возникших под действием пыли. Промышленная токсикология. Понятия об общих и специфических воздействиях химических факторов. Промышленная пыль, классификации пыли, патологии, связанные с пылью.
|
2 |
| 21. |
Гигиена труда в сельском хозяйстве. Понятие о пестицидах.
|
2 |
| 22. |
Понятие медицинской экологии. Окружающая среда и экологические факторы. Значение научно-технического прогресса и социально-экономических условий в формировании современной среды обитания человека.
|
2 |
| 23. |
Загрязнение окружающей среды – главное негативное последствие научно-технического прогресса. Виды загрязнения и их основные источники в городах и сельской местности.
|
2 |
| 24. |
Экологические проблемы Аральского моря и его побережья и их причины.
|
2 |
| Итого | 48 | |
Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.
Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.
6. Задания для самостоятельного обучения
| № | Тема |
|---|---|
| 1. |
История развития гигиены. Становление и развитие науки гигиены в Республике Узбекистан. |
| 2. |
Изучение и оценка микроклимата больничных помещений; Исследование и оценка антропогенного химического загрязнения воздуха больничных помещений (на примере углекислого газа); |
| 3. |
Значение бактериального загрязнения воздуха в возникновении внутрибольничных инфекций. |
| 4. |
Основные методы улучшения качества питьевой воды. Загрязнение и охрана водных источников. |
| 5. |
Организация и контроль качества питания пациентов. |
| 6. |
Пищевые отравления и их профилактика. |
| 7. |
Гигиеническое определение психофизиологических факторов, меры профилактики их вредного воздействия на организм. |
| 8. |
Глобальные изменения. Экологические проблемы. Потепление климата. |
| 9. |
Загрязнения водных источников и организация охраны водных хранилищ. |
| 10. |
Специализированные охраняемые зоны (заповедники). Экологическая экспертиза. Экологическая безопасность. Гигиеническое определение психофизиологических факторов, меры профилактики их вредного воздействия на организм. |
7. Список использованной литературы:
7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
- Саломова Ф.И., Душанов Б.А., Искандарова Ш.Т. Общая гигиена. Учебник. -Ташкент. Книга-журнал. 2008.
- Гигиена. Для практических занятий на 2 курсе медицинской экологии. Часть 1. Электронный учебник. Саломова Ф.И., Садуллаева Х.А., Ахмадалиева Н.О., Абдукадирова Л.К., Шарипова С.А., Мирсагатова М.Р.,. Тошматова ГА2025.
- Гигиена. Медицинская экология. Для практических занятий на 2 курсе. Учебное пособие. Часть 2. 05.2024 Саломова Ф.И., Садуллаева Х.А., Ахмадалиева Н.О., Абдукадирова Л.К., Рахимов Б.Б., Шарипова С.А., Мирсагатова М.Р.
- Пономарева Л.А., Казаков Е.К., Абдукодирова Л.К., Тухтаров Б.Е., Дравских И.К., Шарипова С.А., Садуллаева К.А. Общая гигиена и экология. Пособие для практических занятий. - Ташкент. Тафаккур-бостони. - 2011.
- Дейд В. Мёллер. Охрана окружающей среды и здоровья. Третье издание. Издательство Гарвардского университета. Кембридж, Массачусетс. Лондон, Англия, 2011 г.
- Ш.Т. Искандарова, В.В. Иногамова, М.И. Хасанова, М.И. Икрамова «Практическое пособие по общественной гигиене» Ташкент-2013г.
- Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Т. 2015.
- Мельниченко П.И., Архангельский В.И., Козлова Т.А. и другие. «Гигиена с основами экологии человека», Учебник. Москва. ГЭОТАР-Медиа. 2010.
7.3. Информационные ресурсы
Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова
8. Критерии и план оценки предмета
8.1. Формы оценки знаний студентов
Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).
Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:
1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.
2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.
3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.
4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.
Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.
Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:
Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.
8.2. Критерии оценки знаний студентов
| № | Тип контроля | Описание | Балл | Время проведения (начало – окончание) |
|---|---|---|---|---|
| Текущий контроль (ТК) | ||||
| 1. | Workshop | Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki | 5 | 3-13-hafta(lar) davomida |
| 2. | Mustaqil ish | Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 3. | Vazifa / topshiriqlar | Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 4. | Davomat | Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. | 15 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| Итого | 40 | |||
| Промежуточный контроль (ПК) | ||||
| 1. | Устно | Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена | 20 | 10 неделя-я неделя |
| Итого | 20 | |||
| Итоговый контроль (ИК) | ||||
| 1. | Тест | Тесты по пройденным темам | 40 | После завершения учебного процесса |
| Итого | 40 | |||
| Всего | 100 | |||
8.3. Описание системы оценивания в КУАФ
| Оценка | Процент | GPA |
|---|---|---|
| A+ | 95-100 | 4.5 |
| A | 90-94 | 4.0 |
| B+ | 80-89 | 3.5 |
| B | 70-79 | 3.0 |
| C+ | 65-69 | 2.5 |
| C | 60-64 | 2.0 |
| F | 0-59 | 0 |
Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке
Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:
a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Полное понимание сущности и содержания предмета;
- Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
- Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
- Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
- Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
- Хорошо подготовленный конспект.
- Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
- Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
- Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
- Умение интерпретировать исторические процессы.
b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
- Понимание практической значимости содержания предмета.
- Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
- Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
- Хорошо сформированный конспект.
- Полное выполнение самостоятельных заданий.
- Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом
c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Наличие общего понимания предмета.
- Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
- Неясное изложение материала.
- Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
- Недостаточно проработанный конспект.
d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):
- Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
- Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
- Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
- Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
- Невозможность ответить на вопросы по предмету.
- Недостаточное знание предмета.
9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости
|
1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован. 2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена. 3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено. 4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом. |
5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться. 6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны. 7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других. |
10. Информация о преподавателе предмета
| Авторы: |
Ахмедова Дилором Умаралиевна |
|---|---|
| Электронная почта: |
axmedovadilya0770@gmail.com |
| Организация и кафедра: | Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра медицинской биологии и общественного здоровья |
| Рецензенты: |
S.M.Babich - ADTI Ijtimoiy gigiyena va SSB kafedrasi mudiri, dotsent Saliyeva M.Yu - KUAF , Anatomiya, klinik va patologik anatomiya kafedrasi mudiri, katta o‘qituvchi |
| Дни и время приема студентов: | Среда, пятница, 15:00–16:00, комната B 305 |
Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____
Sillabus “Медицинская биология и общественное здоровье” kafedrasining 2025 yil 1 - sonli yigʻilish bayoni bilan maʼqullangan.
|
(imzo) Gʻ. Xolbutayev Akademik ishlar departamenti boshligʻi |
(imzo) F. Turdiyev Fakultet dekani |
(imzo) A. Sh. Mamatyusupov Kafedra mudiri |
(imzo) R.S.Xajimatov Fan oʻqituvchisi |
|||
|
(imzo) Д.У.Ахмедова Fan oʻqituvchisi |
