Saqlash joyi
KUAF-logo «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по академической деятельности
И. Г. Мамажонов
________________________
«____»________________ 2025 год

 

силлабус по дисциплине

МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ (Стом)

 

1. Общие сведения

Академическая степень бакалавр Направление обучения 60910100 - Stomatologiya
Продолжительность обучения (лет) 5 Семестр 1
Название дисциплины МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ (Стом) Код дисциплины TBGGSI 112308
Форма обучения очная Вид дисциплины обязательная
Язык обучения Русский Продолжительность семестра 15 недель
Кредиты, отведённые на дисциплину ECTS:    2    Формы контроля промежуточный: устный
текущий: практическое задание
итоговый: Тест
Всего академических часов 60 Распределение аудиторных занятий лек
30
(ауд)
30
(сам)
6
 

2. Цель дисциплины

Формирование научного мировоззрения у студентов; изучение человека как биосоциального существа с акцентом на биологические законы; вызвать интерес к практическому здравоохранению; подготовка к самостоятельной работе посредством теоретических, методических и практических навыков; формировать основы для освоения как теоретических, так и клинических модулей.

3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной

1. Базовые знания не требуются.

4. Результаты обучения

4.1. В аспекте знаний:

  • Знание клеточной теории и ее основных этапов развития;
  • Они должны знать значение генетики в медицине и законы Манделя;
  • Они должны знать мутационную изменчивость и ее виды;
  • Оплодотворение. Они должны иметь знания о периодах эмбрионального развития и их общей классификации: оплодотворение, зигота, дробление, бластула, гаструляция, гистогенез, органогенез.
  • Yangi ro'yxat saqlandi

4.2. В аспекте навыков:

  • генетическая информация, расположенная в хромосомах, и ее порядок;
  • мутационная и модификационная изменчивость и ее виды;
  • должен иметь знания о происхождении и паразитировании различных групп паразитов
  • - Органолептическое исследование молока
  • - Определение кислотности и плотности молока.
  • Yangi ro'yxat saqlandi

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание лекционных занятий

Тема и план Количество часов
1.

Изучение строения микроскопа. Освоение работы с микроскопом. Приготовление временных препаратов и наблюдение в них кусочков газеты, хлопковых волокон

  1. Строение микроскопа и его функции.
  2. Виды микроскопов и их части.
  3. Биологическое и клеточное строение костей
2
2.

Общее строение прокариотических и эукариотических клеток.

  1. Прокариотические клетки.
  2. Эукариотические клетки.
  3. Классификация органоидов.
  4. Образование костей
2
3.

Потоки веществ и энергии, передача информации в клетке.

  1. Прокариотические клетки.
  2. Эукариотические клетки.
  3. Классификация органоидов.
  4. Образование костей
2
4.

Клеточная биология: жизненный цикл клетки.

  1. Размножение клетки.
  2. Митотическое размножение. Деление соматических клеток.
  3. Мейотическое размножение. Способы размножения половых клеток.
  4. Механизмы размножения костных клеток
2
5.

Менделизм. Законы наследственности. Множественный аллелизм. Взаимодействие аллельных генов.

  1. Законы Менделя.
  2. Скрещивание по одному и двум признакам.
  3. Множественный аллелизм и его значение.
  4. Взаимодействие генов.
  5. Влияние наследственности на костные системы.
2
6.

Размножение клетки: митоз. Способы размножения соматических клеток.

  1. Митоз и его значение.
  2. Процессы митоза.
  3. Интерфаза и её значение
2
7.

Мейоз. Способы размножения половых клеток.

  1. Мейоз и его значение.
  2. Процессы и стадии мейоза.
  3. Виды мейоза
2
8.

Скрещивание по двум и многим признакам.

  1. Комплементарное взаимодействие.
  2. Эпистатическое взаимодействие.
  3. Полимерия, её значение и типы
2
9.

Взаимодействие неаллельных генов.

  1. Комплементарное взаимодействие.
  2. Эпистатическое взаимодействие.
  3. Полимерия, её значение и типы.
  4. Полимеризация и ее значение, виды.
2
10.

Закон Моргана. Генетика пола.

  1. Закон Моргана и его значение.
  2. Изучение генетики пола.
  3. Наследование, сцепленное с полом.
  4. Наследование наследственных заболеваний.
  5. Значение генной инженерии в профилактике и лечении генетических и хромосомных заболеваний.
2
11.

Наследование признаков, связанных с полом

  1. Наследование, сцепленное с полом.
  2. Наследование наследственных заболеваний.
  3. Значение генной инженерии в профилактике и лечении генетических и хромосомных заболеваний.
2
12.

Изменчивость и её виды.

  1. Комбинативная изменчивость.
  2. Мутационная изменчивость.
  3. Модификационная изменчивость.
  4. Адаптивный характер изменений.
2
Итого 24

Для практических занятий тема не указана или проведение практических занятий в данном силлабусе не предусмотрено.

Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.

Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.

6. Задания для самостоятельного обучения

Тема
1.

Строение клетки. Клеточная теория. Морфофункциональная характеристика хромосом животных и человека.

2.

Потоки веществ, энергии и информации в клетке. Активный и пассивный транспорт.

3.

Классификация рецепторов. Ионотропные и метаботропные рецепторы. Синтез коллагена и эластина. Связанные с ними заболевания.

4.

Законы наследования признаков. Законы наследственности. Роль генной инженерии в медицине. Антимутагенез.

5.

Разнообразие функций ферментов репарации. Взаимодействие неаллельных генов. Плейотропия.

6.

Устойчивость организма к мутагенным воздействиям. Хромосомная теория Томаса Моргана. Генетика пола.

7.

Молекулярные основы наследственности

8.

Методы антропогенетики: метод родословных, метод близнецов, биохимический и цитогенетический методы, популяционно-статистический метод.

9.

Наследственные заболевания: хромосомные и генные болезни. Медико-генетическое консультирование.

10.

Простейшие паразитирующие у человека. Ядовитые животные.

 

 

7. Список использованной литературы:

7.1. Основная литература

  1. Xoliqov P.X., Qurbonov A.Q. va boshq. Tibbiy biologiya va genetika. Darslik. Toshkent. 2024y. 568 bet.
  2. Ярыгин M. Биология. Москва 2020 г. – 513 страница. Учебник для вузов.
  3. James L Hiatt Ph D, professor Emeritus Departament of Biomedical Sciances University of Meryland Dental School Baltimore Meryland. “Cell biology and histology”. 436
  4. Mamatyusupov A.Sh., Mamajonov A.A. va boshq. Tibbiy biologiya. Darslik. Andijon. 2025 y. - 213 bet.

7.2. Дополнительная литература

  1. Пехов А.П. Медицинская биология, генетика, паразитология. Москва 2014 г. 440 страница.
  2. Nishonboev K.N., Hamidov J.H. Tibbiy biologiya va genetika. Darslik. Toshkent. 2005 y – 344 bet.
  3. Jamolov A.K., Yo.B.Muqumov va boshq. Tibbiy biologiya va umumiy genetika. O‘quv qo‘llanmasi. Toshkent. 2022 y. – 480 bet.

7.3. Информационные ресурсы

 

Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова

8. Критерии и план оценки предмета

8.1. Формы оценки знаний студентов

Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).

Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:

1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.

2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.

3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.

4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.

Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.

Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:

Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.

8.2. Критерии оценки знаний студентов

Тип контроля Описание Балл Время проведения (начало – окончание)
Текущий контроль (ТК)
1. Workshop Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki 5 3-13-hafta(lar) davomida
2. Mustaqil ish Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
3. Vazifa / topshiriqlar Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
4. Davomat Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. 15 1-13-hafta(lar) davomida
Итого 40  
Промежуточный контроль (ПК)
1. Устно Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена 20 10 неделя-я неделя
Итого 20  
Итоговый контроль (ИК)
1. Тест Тесты по пройденным темам 40 После завершения учебного процесса
Итого 40  
Всего 100  

8.3. Описание системы оценивания в КУАФ

Оценка Процент GPA
A+ 95-100 4.5
A 90-94 4.0
B+ 80-89 3.5
B 70-79 3.0
C+ 65-69 2.5
C 60-64 2.0
F 0-59 0

Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке

Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:

a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Полное понимание сущности и содержания предмета;
  • Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
  • Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
  • Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
  • Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
  • Хорошо подготовленный конспект.
  • Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
  • Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
  • Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
  • Умение интерпретировать исторические процессы.

b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
  • Понимание практической значимости содержания предмета.
  • Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
  • Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
  • Хорошо сформированный конспект.
  • Полное выполнение самостоятельных заданий.
  • Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом

c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие общего понимания предмета.
  • Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
  • Неясное изложение материала.
  • Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
  • Недостаточно проработанный конспект.

d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):

  • Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
  • Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
  • Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
  • Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
  • Невозможность ответить на вопросы по предмету.
  • Недостаточное знание предмета.

9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости

1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован.

2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена.

3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено.

4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом.

5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться.

6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны.

7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других.

10. Информация о преподавателе предмета

Авторы:
Электронная почта:
Организация и кафедра: Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра медицинской биологии и общественного здоровья
Рецензенты:

Ya.B.Tursunov - Biologiya fanlari falsafa doktori (PhD), dotsent

Дни и время приема студентов: Четверг-пятница, с 15.00 – 18.00. Б аудитория №413

 

Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____

 

Sillabus “Медицинская биология и общественное здоровье” kafedrasining 2025 yil 1 - sonli yigʻilish bayoni bilan maʼqullangan.

 

       

(imzo)

Gʻ. Xolbutayev

Akademik ishlar departamenti boshligʻi

(imzo)

F. Turdiyev

Fakultet dekani

(imzo)

A. Sh. Mamatyusupov

Kafedra mudiri

(imzo)

Mamajonov A.A.

Fan oʻqituvchisi