Saqlash joyi
KUAF-logo «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по академической деятельности
И. Г. Мамажонов
________________________
«____»________________ 2025 год

 

силлабус по дисциплине

ГИГИЕНА, ВОЕННАЯ ГИГИЕНА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ леч дело

 

1. Общие сведения

Академическая степень бакалавр Направление обучения 60910200 - Davolash ishi
Продолжительность обучения (лет) 6 Семестр 4
Название дисциплины ГИГИЕНА, ВОЕННАЯ ГИГИЕНА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ леч дело Код дисциплины GXGTE15-04
Форма обучения очная Вид дисциплины обязательная
Язык обучения Русский Продолжительность семестра 15 недель
Кредиты, отведённые на дисциплину ECTS:    6    Формы контроля промежуточный: письменный
текущий: практическое задание
итоговый: test
Всего академических часов 180 Распределение аудиторных занятий лек прак
90
(ауд)
90
(сам)
18 72
 

2. Цель дисциплины

Формировать у студентов представления об экологических проблемах, факторах, отрицательно влияющих на организм человека и разработке профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний, изучении состояния окружающей среды, включая экологические факторы, их анализе и оценке полученных результатов с гигиенических позиций (гигиена лечебно-профилактических учреждений, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков и т. д.).

3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной

1. Введение в медицинскую профессию (TTK1204)

4. Результаты обучения

4.1. В аспекте знаний:

  • - оценка наиболее актуальных гигиенических и экологических проблем;
  • - освоение студентами методов гигиенического контроля;
  • - познакомить учащихся с основами взаимодействия организма человека с окружающей средой;
  • - ознакомиться с основами гигиенического нормирования и планирования;
  • - научить изучать состояние окружающей среды, включая экологические факторы, анализировать его и оценивать результаты с гигиенических позиций (в области гигиены питания, гигиены лечебно-профилактических учреждений, гигиены труда, гигиены детей и подростков, радиационной безопасности).
  • Yangi ro'yxat saqlandi

4.2. В аспекте навыков:

  • Оценка микроклимата внутренних помещений.
  • - Оценка антропогенного загрязнения воздуха помещений.
  • - Оценка естественного освещения помещений.
  • - Оценка искусственного освещения помещений.
  • - Определение показателей органолептических и физических свойств воды
  • - Определение скорости воздуха.
  • - Определение атмосферного давления.
  • - Определение влажности воздуха
  • - Определение температуры воздуха.
  • - Индекс Кетле и его расчет.
  • - ИТМ и его расчет
  • - Органолептическое исследование молока
  • - Определение кислотности и плотности молока.
  • Yangi ro'yxat saqlandi

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание лекционных занятий

Тема и план Количество часов
1.

Современная гигиена и медицинская экология, их роль в медицине.

  1. Предмет и задачи гигиены.
  2. Понимание экологии и медицинской экологии.
  3. Роль гигиены и медицинской экологии в системе медицинского образования.
  4. Понятие «здоровье населения», зависимость показателей здоровья населения от условий жизни и быта.
  5. Понимание факторов окружающей среды. Методы контроля, используемые в гигиене. Основы гигиенического нормирования и планирования.
  6. Характеристика понятий первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний.
2
2.

Общие принципы гигиены в лечебно-профилактических учреждениях (СанПИН 0020-22). Внутрибольничные инфекции и меры их профилактики. (СанПИН 0342-17).

  1. Гигиенические основы строительства лечебно-профилактических учреждений (амбулаторно-поликлинических учреждений).
  2. Состояние материально-технической базы ЛПУ в Республике Узбекистан и актуальные задачи по ее совершенствованию. Современные проблемы строительства ЛПУ. Понятие лечебно-охранительного порядка, его связь с совершенствованием лечебно-профилактических учреждений.
  3. Правила и гигиенические основы планирования и проектирования ЛПУ в Республике Узбекистан согласно СанПИН 0020-22. Общие гигиенические требования к проектированию ЛПУ.
  4. Оснащение ЛПУ инженерными системами (водоснабжение, канализация, освещение, вентиляция, очистка отходов)
  5. Понимание внутрибольничных инфекций и мер их профилактики. (СанПИН 0342-17).
  6. Основные гигиенические требования к специализированным учреждениям (хирургическим, инфекционным и родильным домам).
2
3.

Питание и здоровье. Гигиенические основы диетического питания больных.

  1. Питание, как фактор здоровья
  2. Питание, как социально-гигиеническая проблема.
  3. Значение питания для здоровья населения. Понятие о рациональном питании и гигиенические требования к нему, физиологические нормы питания.
  4. Источники необходимых пищевых веществ и гигиенические нормы потребления.
  5. Понятие об алиментарных заболеваниях, их классификация. Экологические проблемы в питании населения.
  6. Пищевые отравления и их классификация. Профилактика возникновения основных форм пищевых отравлений.
  7. Характеристика современного состояния питания населения Республики Узбекистан. Заболевания, связанные с нарушением питания, и их текущая ситуация в нашей республике. Клинические проявления алиментарной недостаточности.
  8. Вопросы целенаправленного обогащения питания населения биологически активными добавками.
  9. Возможность рационализации питания в современных экологических условиях.
2
4.

Вода — фактор здоровья. Гигиена воздуха

  1. Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Важнейшие проблемы обеспечения населения Республики Узбекистан водой, концепция местного и централизованного водоснабжения.
  2. Гигиенические определения водоисточников республики. Общие гигиенические требования к источникам водоснабжения. Организация зон санитарной охраны водоисточников. Понятие о зоне санитарной охраны (ЗСО).
  3. Нормы водопотребления в Республике Узбекистан. Понятие государственного стандарта. Требования к качеству питьевой воды в соответствии с государственным стандартом.
  4. Общая характеристика методов улучшения качества питьевой воды. Понимание современных методов улучшения качества питьевой воды, осветления и обеззараживания воды (методы, средства, технологические процессы и их гигиенический контроль).
  5. Физический и химический состав атмосферы.
  6. Физиологическое значение физико-химического состава воздуха.
  7. Гигиеническое значение физико-химического состава воздуха.
  8. Биологические показатели в составе воздуха.
2
5.

Гигиена детей и подростков

  1. Общие принципы гигиены детей и подростков. Показатели здоровья детского населения Узбекистана. Уровень условия жизни населения являются важным фактором, определяющим состояние здоровья детей.
  2. Гигиенические требования к организованным детским учреждениям. Показатели физического развития детей, основа для организации мероприятий по улучшению условий их воспитания и обучения.
  3. Акселерация, ее гигиеническое значение, понятие готовности к школе.
  4. Гигиенические требования к строительству и оборудованию детских учреждений. Лечебно-оздоровительные процедуры для детей и подростков и рекомендуемые мероприятия по их проведению.
2
6.

Гигиена труда. Профессиональные заболевания, актуальность данной проблемы для Республики Узбекистан

  1. Общие принципы гигиены труда и охраны труда.
  2. Гигиеническое значение технического прогресса в изменении условий труда, экологических проблем.
  3. Понятие о гигиене труда, современные проблемы в области гигиены труда.
  4. Понятие о производственных вредностях и их классификация.
  5. Основы организации медицинского обслуживания рабочих и служащих промышленных предприятий.
  6. Гигиеническое определение психофизиологических и биологических факторов, меры профилактики их вредного воздействия на организм работающих.
  7. Гигиеническое значение биологических факторов производственной среды.
  8. Понятие профессиональных инфекций и мер их профилактики.
2
7.

Понятие о физических и химических факторах производственной среды. Особенности влияния производственных вредных факторов: аллергенных, канцерогенных, мутагенных, тератогенных, эмбриотоксических; меры профилактики.

  1. Общее определение физических факторов производственной среды: неблагоприятный микроклимат, шум, вибрация (физическое определение, вредное воздействие на организм работающих, меры профилактики вредного воздействия). Производственная пыль, классификации пыли, понятие пылевых патологий и меры их профилактики.
  2. Понятие о химических факторах производственной среды и лечебно-профилактическом питании. Понятие о химических факторах производственной среды, их гигиеническом значении: путях поступления в организм, характере возможного воздействия, классификации по токсичности. Понятие об острых и хронических профессиональных отравлениях, мерах их профилактики.
  3. Организация лечебно-профилактического питания работников вредных профессий и его гигиеническая характеристика. Основы гигиены труда в сельском хозяйстве Республики Узбекистан. Современные проблемы охраны труда в сельском хозяйстве в условиях Республики Узбекистан, их особенности, общая характеристика неблагоприятных факторов, воздействующих на организм рабочих и служащих сельского хозяйства, меры по оздоровлению работающих. Гигиена применения минеральных удобрений.
  4. Понятие о пестицидах, их классификациях. Возможные побочные эффекты при их применении, меры профилактики.
2
8.

Военная гигиена. Гигиеническая значимость обеспечения военнослужащих качественной питьевой водой и организации их питания.

  1. Санитарный контроль Вооружённых Сил республики Узбекистан. Понятие о гигиене питания войск. Гигиена труда в отдельных видах войск. Понятие о военной гигиене. История её развития. Понятие о санитарном контроле и гигиеническом обеспечении в Вооружённых Силах. Силы и средства санитарного контроля в Вооружённых Силах Республики Узбекистан.
  2. Гигиеническое обеспечение войск для размещения, умывания и переодевания военнослужащих.
  3. Значение питания военнослужащих и суточные нормы питания. Организация питания военнослужащих в мирное время и его санитарный контроль. Организация питания в период боевых действий и его санитарный контроль.
  4. Основы организации водоснабжения и санитарного контроля войск в мирное время. Организация водоснабжения и санитарного контроля в военно-полевых условиях. Основные задачи военного врача в военно-полевых условиях. Методы улучшения качества питьевой воды в военно-полевых условиях.
  5. Понятие о военной гигиене труда. Особенности труда в отдельных рядах войск. Гигиена труда в танковых войсках. Гигиена труда в ракетных войсках. Гигиена труда военных, работающих на радиолокационных станциях.
2
9.

Понятие медицинской экологии. Значение научно-технического прогресса и социально-экономических условий в формировании современной среды обитания человека.

  1. Загрязнение окружающей среды – главное негативное последствие научно-технического прогресса. Виды загрязнения и их основные источники в городах и сельской местности.
  2. Общие закономерности наличия и последствий действия вредных факторов в биосфере, концепция биологических цепей. Гигиенические и экологические проблемы современных городов.
  3. Современные проблемы медицинской экологии. Понятие эколого-гигиенического мониторинга, его задачи. Характеристика факторов загрязнения окружающей среды. Ксенобиотики и их значение для окружающей среды. Характеристика экологической ситуации в регионах Республики Узбекистан. Экологически опасные регионы и экологически напряженные зоны. Понятие о «факторах малой интенсивности» и их значение.
  4. Экологическая ситуация и экопатология. Основные направления медицинской экологии. Организация мероприятий по охране окружающей среды.
2
Итого 18

 

5.2. Содержание практических занятий

Тема и план Количество часов
1.

Гигиеническое значение микроклимата больничных помещений(температура, влажность, скорость воздуха, давление).

  1. Изучение и оценка микроклимата больничных помещений
  2. температура
  3. влажность
  4. скорость воздуха
  5. давление
2
2.

Понятие об антропогенном загрязнении воздуха в больничных палатах.

  1. Антропогенное загрязнение воздуха в больничных палатах.
  2. Исследование и оценка антропогенного химического загрязнения воздуха больничных помещений (на примере углекислого газа);
2
3.

Важность освещения в больничных палатах.

  1. Оценка условий естественного освещения больничных палат.
  2. Оценка состояния искусственного освещения в больничных помещениях.
  3. Естественное освещение, коэффициент естественного освещения.
  4. Показатели нормативного стандарта искусственного освещения.
2
4.

Гигиеническая оценка проектирования лечебно-профилактических учреждений (Основные гигиенические требования к терапевтическим, хирургическим, инфекционным и родильным отделениям больницы. (Оформление справки)

  1. Понятие о лечебно-охранительных правилах.
  2. Связь с благоустройством лечебно-профилактических учреждений. СанПИН 0292-11.
  3. Правила и гигиенические принципы планирования и проектирования ЛПУ в Республике Узбекистан.
  4. Общие гигиенические требования к проектированию ЛПУ.
2
5.

Внутрибольничная инфекция и ее профилактика (СанПИН 0342-17).

  1. Понятие о развитии внутрибольничной инфекции.
  2. Причины возникновения ВБИ.
  3. Меры по предупреждению развития ВБИ.
  4. Основные гигиенические требования к специализированным учреждениям (хирургическим, инфекционным и родильным домам).
2
6.

Понятие о составлении и оценке рационального питания и его режима. Проверка и оценка сбалансированного индивидуального питания.

  1. Питание, как фактор здоровья
  2. Питание, как социально-гигиеническая проблема.
  3. Значение питания для здоровья населения.
  4. Понятие о рациональном питании и гигиенические требования к нему, физиологические нормы питания.
2
7.

Организация питания больных и его гигиенический контроль, гигиенические основы диетического питания больных.

  1. Источники необходимых пищевых веществ и гигиенические нормы потребления.
  2. Понятие о заболеваниях алиментарного характера, их классификация.
  3. Организация питания больных и его гигиенический контроль
  4. Гигиенические основы диетического питания больных. Диетические столы.
4
8.

Гигиеническая оценка качества скоропортящихся пищевых продуктов. Пищевые отравления и меры их профилактики.

  1. Экологические проблемы в питании населения.
  2. Определение качества пищевых продуктов (молоко, мясо и т.д.)
  3. Пищевые отравления и их классификация.
  4. Предотвращение возникновения серьезных форм пищевых отравлений
4
9.

Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Важнейшие проблемы обеспечения населения Республики Узбекистан водой, концепция местного и централизованного водоснабжения.

  1. Гигиенические характеристики качества водоисточников республики.
  2. Общие гигиенические требования к источникам водоснабжения.
  3. Организация зон санитарной охраны водоисточников. Понятие о зоне санитарной охраны (ЗСО).
  4. Нормы водопотребления в Республике Узбекистан. Понятие государственных стандартов водоисточников.
4
10.

Общая характеристика методов улучшения качества питьевой воды. Понятие о современных методах улучшения качества питьевой воды, осветления и обеззараживания воды (методы, средства, технологические процессы и их гигиенический контроль).

  1. Требования к качеству питьевой воды в соответствии с Государственным стандартом.
  2. Общее описание методов улучшения качества питьевой воды.
  3. Понимание современных методов улучшения качества питьевой воды.
  4. Осветление и обеззараживание воды (методы, средства, порядок проведения и их гигиенический контроль).
4
11.

Гигиена воздуха. Физиолого-гигиеническое значение физико-химического состава воздуха. Биологические свойства воздуха. Исследование и гигиеническая оценка показателей микроклимата помещений

  1. Гигиена воздуха.
  2. Виды физических свойств воздуха, их значение.
  3. Физиологическое значение его химического состава.
  4. Гигиеническое значение воздуха для организма человека.
  5. Биологическое значение воздуха для организма человека.
  6. Исследование показателя качества микроклимата помещения.
  7. Гигиеническая оценка качества микроклимата помещений.
4
12.

Методы обследования состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Оценка физического развития детей и подростков в дошкольных образовательных организациях. (составление заключений).

  1. Общие основы гигиены детей и подростков.
  2. Показатели здоровья детского населения Узбекистана.
  3. Уровень условия жизни населения, как важный фактор, определяющий состояние здоровья детей.
  4. Методы профилактических мероприятий, укрепляющие детей и подростков, и рекомендуемые меры по их применению. Показатели физического развития детей и подростков.
  5. Методы оценки физического развития в индивидуальном порядке.
  6. Улучшение условий воспитания и образования детей.
  7. Акселерация, его гигиеническое значение.
  8. Закономерность о подготовленности к школе.
4
13.

Гигиенические требования к проектированию и оборудованию детских учреждений.

  1. 1. Гигиенические требования к организованным детским учреждениям.
  2. 2. Гигиенические особенности проектирования дошкольных учреждений.
  3. 3. Гигиенические особенности проектирования средних школ.
  4. 4. Гигиенические требования к строительству детских учреждений.
  5. 5. Гигиенические требования к оборудованию детских учреждений.
4
14.

Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса. Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах (составление заключения).

  1. Состояние утомления, его биологическое значение.
  2. Гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных учреждениях.
  3. Гигиенические основы организации обучения в школе.
  4. Соотношение учебной программы к возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков.
  5. Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков.
4
15.

Гигиена труда и охрана здоровья работников. Контроль и оценка уровня шума на предприятиях. Обследование и оценка вибрационной обстановки на предприятиях.

  1. Физические факторы производственной среды.
  2. Несоответствующий микроклимат.
  3. Физическое определение шума, вредное воздействие на организм работающих.
  4. Физическое определение вибрации, вредное воздействие на организм рабочих.
  5. Меры по предотвращению вредных последствий.
4
16.

Понятие о патологиях, связанных с пылью. Промышленная токсикология. Понятие общих и специфических воздействий химических факторов. Гигиена труда в сельском хозяйстве. Понятие о пестицидах.

  1. Промышленная пыль, классификации пыли, патологии, связанные с пылью.
  2. Химические факторы производственной среды, их гигиеническое значение: пути поступления в организм, характер воздействия, классификация по токсичности.
  3. Острые и хронические профессиональные отравления, меры их профилактики. Организация лечебно-профилактического питания работников вредных профессий и проведение с ними гигиенического инструктажа.
  4. Современные проблемы сельскохозяйственного труда в условиях Республики Узбекистан, его специфические особенности, неблагоприятные факторы, влияющие на организм рабочих и служащих сельского хозяйства, меры по укреплению здоровья трудящихся.
  5. Пестициды, их классификация. Возможность возникновения вредного влияния на здоровье, меры профилактики.
4
17.

Понятие медицинской экологии. Окружающая среда и экологические факторы. Значение научно-технического прогресса и социально-экономических условий в формировании современной среды обитания человека.

  1. Концепция экологии человека.
  2. Значение научно-технического прогресса для обеспечения современной среды обитания человека.
  3. Значение социально-экономических условий. Загрязнение окружающей среды является главным негативным последствием научно-технического прогресса.
  4. Виды загрязнений и их основные источники в городских и сельских местностях.
  5. Общие закономерности наличия и последствий действия вредных факторов в биосфере.
4
18.

Загрязнение окружающей среды – главное негативное последствие научно-технического прогресса. Виды загрязнения и их основные источники в городах и сельской местности.

  1. 1. Общее определение экологических ситуаций, зон экологического бедствия
  2. 2. Экологический кризис в Республике Узбекистан, меры по охране окружающей среды.
  3. 3. Гигиеническое определение городской среды, ее значение для здоровья населения, меры по ее улучшению,
  4. 4. Гигиенические требования к современным жилым зданиям и территориям
4
19.

Санитарный контроль за питанием военнослужащих при размещении их в казарменных и полевых условиях.

  1. 1. Понятие военный гигиены.
  2. 2. Понятие санитарного контроля и гигиенического обеспечения в вооруженных силах.
  3. 3. Виды и средства санитарного контроля в Вооруженных Силах Республики Узбекистан.
  4. 4. Организация военной гигиены войск для размещения, умывания и переодевания.
  5. 5. Значение питания военнослужащих и суточный рацион продуктов питания.
  6. 6. Организация питания военнослужащих и его санитарного контроля в мирное время и в боевых действиях.
4
20.

Обеспечение военнослужащих питьевой водой в казарменных и полевых условиях.

  1. Основы организации водоснабжения и санитарного контроля войск в мирное время.
  2. Организация водоснабжения и его санитарного контроля в военно-полевых условиях.
  3. Основные обязанности работника медицинской службы в военно-полевых условиях.
  4. Методы улучшения качества питьевой воды в полевых условиях.
4
21.

Гигиеническая экспертиза воды и продуктов питания при использовании оружий массового поражения.

  1. Исследование воды и пищевых продуктов на загрязнение радиоактивными веществами. Приборы ДП-5А (Б,В,М)
  2. Контроль за полной специальной обработкой воды и пищевых продуктов.
  3. Основные задачи санитарного контроля при специальной обработке пищевых продуктов
4
Итого 72

Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.

Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.

6. Задания для самостоятельного обучения

Тема
1.

История развития гигиены. Становление и развитие науки гигиены в Республике Узбекистан.

2.

Изучение и оценка микроклимата больничных помещений. Исследование и оценка антропогенного химического загрязнения воздуха больничных помещений (на примере углекислого газа);

3.

Значение бактериального загрязнения воздуха в возникновении внутрибольничных инфекций.

4.

Основные методы улучшения качества питьевой воды.

5.

Организация и контроль качества питания пациентов.

6.

Пищевые отравления и их профилактика.

7.

Гигиеническое определение психофизиологических факторов, меры профилактики их вредного воздействия на организм.

8.

Глобальные изменения. Экологические проблемы. Потепление климата.

9.

Загрязнение и охрана водных источников. Улучшение качества воды.

10.

Особо охраняемые природные территории. Экологическая экспертиза. Экологическая безопасность.

 

 

7. Список использованной литературы:

7.1. Основная литература

  1. Ф.И.Саломова, Ш.Т.Искандарова и др. «Гигиена. Медицинская экология». Учебник. Ташкент. «KALEON PRESS», 2021. -588 с.
  2. Гигиена. Медицинская экология. Darslik. Salomova F.I., Iskandarova Sh.T., Abdukadirova L.K., Sadullayeva X.A., Sharipova S.A., Axmadaliyeva N.O., Xasanova M.I., Toshkent. “Tibbiyot nashriyoti matbaa uyi” 03.10.2024

7.2. Дополнительная литература

  1. Salomova F.I.,Duschanov B.A., Iskandarova Sh.T. Umumiy gigiyena. Darslik. –Toshkent. Kitob-jurnal. 2008 y.
  2. Gigiyena.Tibbiy ekologiya 2 kurs uchun amaliy mashgʻulotlar uchun. 1-qism. Elektron о‘quv qо‘llanma. Salomova F.I., Sadullayeva X.A., Axmadaliyeva N.O., Abdukadirova L.K., Sharipova S.A., Mirsagatova M.R.,.Toshmatova G.A.2025 yil.
  3. Gigiyena.Tibbiy ekologiya. 2 kurs amaliy mashgʻulotlar uchun. O‘quv qo‘llanma. 2-qism. 05.2024 yil Salomova F.I., Sadullayeva X.A., Axmadaliyeva N.O., Abdukadirova L.K., Raximov B.B., Sharipova S.A., Mirsagatova M. R.
  4. Ponomareva L.A., Kazakov E.K., Abduqodirova L.K., Tuhtarov B.E., Dravskix I.K., Sharipova S.A., Sadullayeva X.A. Umumiy gigiyena bilan ekologiya. Amaliy mashg`ulotlar uchun o`quv qo`llanma. - Toshkent. Tafakkur-bostoni. - 2011.
  5. Dade W. Moeller. Environmental health. Third Edition Harvard University Press Cambridge, Massachusetts London, England, 2011
  6. Ш.Т. Искандарова , В.В. Иногамова ,М.И.Хасанова , М.И.Икрамова «Руководство к практическим занятиям по Общей гигиене» Ташкент-2013
  7. ГИГИЕНА: учебник / под ред.акад. РАМН Г.И. Румянцева.-2-е изд., перераб. и доп.-М. :ГЕОТАР-Медиа, 2005.-608 с.

7.3. Информационные ресурсы

 

Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова

8. Критерии и план оценки предмета

8.1. Формы оценки знаний студентов

Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).

Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:

1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.

2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.

3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.

4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.

Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.

Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:

Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.

8.2. Критерии оценки знаний студентов

Тип контроля Описание Балл Время проведения (начало – окончание)
Текущий контроль (ТК)
1. Workshop Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki 5 3-13-hafta(lar) davomida
2. Mustaqil ish Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
3. Vazifa / topshiriqlar Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
4. Davomat Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. 15 1-13-hafta(lar) davomida
Итого 40  
Промежуточный контроль (ПК)
1. Устно Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена 20 10-я неделя-я неделя
Итого 20  
Итоговый контроль (ИК)
1. Тест Тесты по пройденным темам 40 После завершения учебного процесса
Итого 40  
Всего 100  

8.3. Описание системы оценивания в КУАФ

Оценка Процент GPA
A+ 95-100 4.5
A 90-94 4.0
B+ 80-89 3.5
B 70-79 3.0
C+ 65-69 2.5
C 60-64 2.0
F 0-59 0

Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке

Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:

a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Полное понимание сущности и содержания предмета;
  • Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
  • Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
  • Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
  • Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
  • Хорошо подготовленный конспект.
  • Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
  • Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
  • Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
  • Умение интерпретировать исторические процессы.

b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
  • Понимание практической значимости содержания предмета.
  • Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
  • Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
  • Хорошо сформированный конспект.
  • Полное выполнение самостоятельных заданий.
  • Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом

c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие общего понимания предмета.
  • Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
  • Неясное изложение материала.
  • Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
  • Недостаточно проработанный конспект.

d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):

  • Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
  • Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
  • Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
  • Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
  • Невозможность ответить на вопросы по предмету.
  • Недостаточное знание предмета.

9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости

1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован.

2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена.

3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено.

4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом.

5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться.

6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны.

7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других.

10. Информация о преподавателе предмета

Авторы:
Ахмедова Дилором Умаралиевна
Электронная почта:
axmedovadilya0770@gmail.com
Организация и кафедра: Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра медицинской биологии и общественного здоровья
Рецензенты:

S.M.Babich - ADTI Ijtimoiy gigiyena va SSB kafedrasi mudiri, dotsent

М.Ю.Салиева - КУАФ, старший преподаватель, заведующий кафедрой анатомии, клинической и патологической анатомии

Дни и время приема студентов: Среда, пятница, 15:00–16:00, комната B 408

 

Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____

 

Силлабус утвержден на заседании кафедры "Медицинская биология и общественное здоровье» протоколом № __ от __ августа 2025 года.

 

       

(imzo)

Gʻ. Xolbutayev

Akademik ishlar departamenti boshligʻi

(imzo)

F. Turdiyev

Fakultet dekani

(imzo)

A. Sh. Mamatyusupov

Kafedra mudiri

(imzo)

R.S.Xajimatov

Fan oʻqituvchisi

       

(imzo)

Д.У.Ахмедова

Fan oʻqituvchisi