![]() |
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по академической деятельности И. Г. Мамажонов ________________________ «____»________________ 2025 год |
силлабус по дисциплине
ГИГИЕНА, ВОЕННАЯ ГИГИЕНА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ леч дело
1. Общие сведения
| Академическая степень | бакалавр | Направление обучения | 60910200 - Davolash ishi | ||
| Продолжительность обучения (лет) | 6 | Семестр | 4 | ||
| Название дисциплины | ГИГИЕНА, ВОЕННАЯ ГИГИЕНА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ леч дело | Код дисциплины | GXGTE15-04 | ||
| Форма обучения | очная | Вид дисциплины | обязательная | ||
| Язык обучения | Русский | Продолжительность семестра | 15 недель | ||
| Кредиты, отведённые на дисциплину | ECTS: 6 | Формы контроля |
промежуточный: письменный текущий: практическое задание итоговый: test |
||
| Всего академических часов | 180 | Распределение аудиторных занятий | лек | прак | |
|
90 (ауд) |
90 (сам) |
18 | 72 | ||
2. Цель дисциплины
Формировать у студентов представления об экологических проблемах, факторах, отрицательно влияющих на организм человека и разработке профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний, изучении состояния окружающей среды, включая экологические факторы, их анализе и оценке полученных результатов с гигиенических позиций (гигиена лечебно-профилактических учреждений, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков и т. д.).
3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной
1. Введение в медицинскую профессию (TTK1204)
4. Результаты обучения
4.1. В аспекте знаний:
- - оценка наиболее актуальных гигиенических и экологических проблем;
- - освоение студентами методов гигиенического контроля;
- - познакомить учащихся с основами взаимодействия организма человека с окружающей средой;
- - ознакомиться с основами гигиенического нормирования и планирования;
- - научить изучать состояние окружающей среды, включая экологические факторы, анализировать его и оценивать результаты с гигиенических позиций (в области гигиены питания, гигиены лечебно-профилактических учреждений, гигиены труда, гигиены детей и подростков, радиационной безопасности). Yangi ro'yxat saqlandi
4.2. В аспекте навыков:
- Оценка микроклимата внутренних помещений.
- - Оценка антропогенного загрязнения воздуха помещений.
- - Оценка естественного освещения помещений.
- - Оценка искусственного освещения помещений.
- - Определение показателей органолептических и физических свойств воды
- - Определение скорости воздуха.
- - Определение атмосферного давления.
- - Определение влажности воздуха
- - Определение температуры воздуха.
- - Индекс Кетле и его расчет.
- - ИТМ и его расчет
- - Органолептическое исследование молока
- - Определение кислотности и плотности молока. Yangi ro'yxat saqlandi
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание лекционных занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Современная гигиена и медицинская экология, их роль в медицине.
|
2 |
| 2. |
Общие принципы гигиены в лечебно-профилактических учреждениях (СанПИН 0020-22). Внутрибольничные инфекции и меры их профилактики. (СанПИН 0342-17).
|
2 |
| 3. |
Питание и здоровье. Гигиенические основы диетического питания больных.
|
2 |
| 4. |
Вода — фактор здоровья. Гигиена воздуха
|
2 |
| 5. |
Гигиена детей и подростков
|
2 |
| 6. |
Гигиена труда. Профессиональные заболевания, актуальность данной проблемы для Республики Узбекистан
|
2 |
| 7. |
Понятие о физических и химических факторах производственной среды. Особенности влияния производственных вредных факторов: аллергенных, канцерогенных, мутагенных, тератогенных, эмбриотоксических; меры профилактики.
|
2 |
| 8. |
Военная гигиена. Гигиеническая значимость обеспечения военнослужащих качественной питьевой водой и организации их питания.
|
2 |
| 9. |
Понятие медицинской экологии. Значение научно-технического прогресса и социально-экономических условий в формировании современной среды обитания человека.
|
2 |
| Итого | 18 | |
5.2. Содержание практических занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Гигиеническое значение микроклимата больничных помещений(температура, влажность, скорость воздуха, давление).
|
2 |
| 2. |
Понятие об антропогенном загрязнении воздуха в больничных палатах.
|
2 |
| 3. |
Важность освещения в больничных палатах.
|
2 |
| 4. |
Гигиеническая оценка проектирования лечебно-профилактических учреждений (Основные гигиенические требования к терапевтическим, хирургическим, инфекционным и родильным отделениям больницы. (Оформление справки)
|
2 |
| 5. |
Внутрибольничная инфекция и ее профилактика (СанПИН 0342-17).
|
2 |
| 6. |
Понятие о составлении и оценке рационального питания и его режима. Проверка и оценка сбалансированного индивидуального питания.
|
2 |
| 7. |
Организация питания больных и его гигиенический контроль, гигиенические основы диетического питания больных.
|
4 |
| 8. |
Гигиеническая оценка качества скоропортящихся пищевых продуктов. Пищевые отравления и меры их профилактики.
|
4 |
| 9. |
Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Важнейшие проблемы обеспечения населения Республики Узбекистан водой, концепция местного и централизованного водоснабжения.
|
4 |
| 10. |
Общая характеристика методов улучшения качества питьевой воды. Понятие о современных методах улучшения качества питьевой воды, осветления и обеззараживания воды (методы, средства, технологические процессы и их гигиенический контроль).
|
4 |
| 11. |
Гигиена воздуха. Физиолого-гигиеническое значение физико-химического состава воздуха. Биологические свойства воздуха. Исследование и гигиеническая оценка показателей микроклимата помещений
|
4 |
| 12. |
Методы обследования состояния здоровья и физического развития детей и подростков. Оценка физического развития детей и подростков в дошкольных образовательных организациях. (составление заключений).
|
4 |
| 13. |
Гигиенические требования к проектированию и оборудованию детских учреждений.
|
4 |
| 14. |
Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса. Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах (составление заключения).
|
4 |
| 15. |
Гигиена труда и охрана здоровья работников. Контроль и оценка уровня шума на предприятиях. Обследование и оценка вибрационной обстановки на предприятиях.
|
4 |
| 16. |
Понятие о патологиях, связанных с пылью. Промышленная токсикология. Понятие общих и специфических воздействий химических факторов. Гигиена труда в сельском хозяйстве. Понятие о пестицидах.
|
4 |
| 17. |
Понятие медицинской экологии. Окружающая среда и экологические факторы. Значение научно-технического прогресса и социально-экономических условий в формировании современной среды обитания человека.
|
4 |
| 18. |
Загрязнение окружающей среды – главное негативное последствие научно-технического прогресса. Виды загрязнения и их основные источники в городах и сельской местности.
|
4 |
| 19. |
Санитарный контроль за питанием военнослужащих при размещении их в казарменных и полевых условиях.
|
4 |
| 20. |
Обеспечение военнослужащих питьевой водой в казарменных и полевых условиях.
|
4 |
| 21. |
Гигиеническая экспертиза воды и продуктов питания при использовании оружий массового поражения.
|
4 |
| Итого | 72 | |
Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.
Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.
6. Задания для самостоятельного обучения
| № | Тема |
|---|---|
| 1. |
История развития гигиены. Становление и развитие науки гигиены в Республике Узбекистан. |
| 2. |
Изучение и оценка микроклимата больничных помещений. Исследование и оценка антропогенного химического загрязнения воздуха больничных помещений (на примере углекислого газа); |
| 3. |
Значение бактериального загрязнения воздуха в возникновении внутрибольничных инфекций. |
| 4. |
Основные методы улучшения качества питьевой воды. |
| 5. |
Организация и контроль качества питания пациентов. |
| 6. |
Пищевые отравления и их профилактика. |
| 7. |
Гигиеническое определение психофизиологических факторов, меры профилактики их вредного воздействия на организм. |
| 8. |
Глобальные изменения. Экологические проблемы. Потепление климата. |
| 9. |
Загрязнение и охрана водных источников. Улучшение качества воды. |
| 10. |
Особо охраняемые природные территории. Экологическая экспертиза. Экологическая безопасность. |
7. Список использованной литературы:
7.1. Основная литература
- Ф.И.Саломова, Ш.Т.Искандарова и др. «Гигиена. Медицинская экология». Учебник. Ташкент. «KALEON PRESS», 2021. -588 с.
- Гигиена. Медицинская экология. Darslik. Salomova F.I., Iskandarova Sh.T., Abdukadirova L.K., Sadullayeva X.A., Sharipova S.A., Axmadaliyeva N.O., Xasanova M.I., Toshkent. “Tibbiyot nashriyoti matbaa uyi” 03.10.2024
7.2. Дополнительная литература
- Salomova F.I.,Duschanov B.A., Iskandarova Sh.T. Umumiy gigiyena. Darslik. –Toshkent. Kitob-jurnal. 2008 y.
- Gigiyena.Tibbiy ekologiya 2 kurs uchun amaliy mashgʻulotlar uchun. 1-qism. Elektron о‘quv qо‘llanma. Salomova F.I., Sadullayeva X.A., Axmadaliyeva N.O., Abdukadirova L.K., Sharipova S.A., Mirsagatova M.R.,.Toshmatova G.A.2025 yil.
- Gigiyena.Tibbiy ekologiya. 2 kurs amaliy mashgʻulotlar uchun. O‘quv qo‘llanma. 2-qism. 05.2024 yil Salomova F.I., Sadullayeva X.A., Axmadaliyeva N.O., Abdukadirova L.K., Raximov B.B., Sharipova S.A., Mirsagatova M. R.
- Ponomareva L.A., Kazakov E.K., Abduqodirova L.K., Tuhtarov B.E., Dravskix I.K., Sharipova S.A., Sadullayeva X.A. Umumiy gigiyena bilan ekologiya. Amaliy mashg`ulotlar uchun o`quv qo`llanma. - Toshkent. Tafakkur-bostoni. - 2011.
- Dade W. Moeller. Environmental health. Third Edition Harvard University Press Cambridge, Massachusetts London, England, 2011
- Ш.Т. Искандарова , В.В. Иногамова ,М.И.Хасанова , М.И.Икрамова «Руководство к практическим занятиям по Общей гигиене» Ташкент-2013
- ГИГИЕНА: учебник / под ред.акад. РАМН Г.И. Румянцева.-2-е изд., перераб. и доп.-М. :ГЕОТАР-Медиа, 2005.-608 с.
7.3. Информационные ресурсы
Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова
8. Критерии и план оценки предмета
8.1. Формы оценки знаний студентов
Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).
Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:
1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.
2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.
3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.
4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.
Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.
Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:
Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.
8.2. Критерии оценки знаний студентов
| № | Тип контроля | Описание | Балл | Время проведения (начало – окончание) |
|---|---|---|---|---|
| Текущий контроль (ТК) | ||||
| 1. | Workshop | Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki | 5 | 3-13-hafta(lar) davomida |
| 2. | Mustaqil ish | Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 3. | Vazifa / topshiriqlar | Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 4. | Davomat | Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. | 15 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| Итого | 40 | |||
| Промежуточный контроль (ПК) | ||||
| 1. | Устно | Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена | 20 | 10-я неделя-я неделя |
| Итого | 20 | |||
| Итоговый контроль (ИК) | ||||
| 1. | Тест | Тесты по пройденным темам | 40 | После завершения учебного процесса |
| Итого | 40 | |||
| Всего | 100 | |||
8.3. Описание системы оценивания в КУАФ
| Оценка | Процент | GPA |
|---|---|---|
| A+ | 95-100 | 4.5 |
| A | 90-94 | 4.0 |
| B+ | 80-89 | 3.5 |
| B | 70-79 | 3.0 |
| C+ | 65-69 | 2.5 |
| C | 60-64 | 2.0 |
| F | 0-59 | 0 |
Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке
Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:
a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Полное понимание сущности и содержания предмета;
- Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
- Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
- Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
- Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
- Хорошо подготовленный конспект.
- Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
- Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
- Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
- Умение интерпретировать исторические процессы.
b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
- Понимание практической значимости содержания предмета.
- Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
- Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
- Хорошо сформированный конспект.
- Полное выполнение самостоятельных заданий.
- Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом
c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Наличие общего понимания предмета.
- Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
- Неясное изложение материала.
- Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
- Недостаточно проработанный конспект.
d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):
- Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
- Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
- Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
- Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
- Невозможность ответить на вопросы по предмету.
- Недостаточное знание предмета.
9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости
|
1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован. 2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена. 3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено. 4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом. |
5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться. 6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны. 7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других. |
10. Информация о преподавателе предмета
| Авторы: |
Ахмедова Дилором Умаралиевна |
|---|---|
| Электронная почта: |
axmedovadilya0770@gmail.com |
| Организация и кафедра: | Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра медицинской биологии и общественного здоровья |
| Рецензенты: |
S.M.Babich - ADTI Ijtimoiy gigiyena va SSB kafedrasi mudiri, dotsent М.Ю.Салиева - КУАФ, старший преподаватель, заведующий кафедрой анатомии, клинической и патологической анатомии |
| Дни и время приема студентов: | Среда, пятница, 15:00–16:00, комната B 408 |
Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____
Силлабус утвержден на заседании кафедры "Медицинская биология и общественное здоровье» протоколом № __ от __ августа 2025 года.
|
(imzo) Gʻ. Xolbutayev Akademik ishlar departamenti boshligʻi |
(imzo) F. Turdiyev Fakultet dekani |
(imzo) A. Sh. Mamatyusupov Kafedra mudiri |
(imzo) R.S.Xajimatov Fan oʻqituvchisi |
|||
|
(imzo) Д.У.Ахмедова Fan oʻqituvchisi |
