![]() |
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по академической деятельности И. Г. Мамажонов ________________________ «____»________________ 2025 год |
силлабус по дисциплине
МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА педиатрия
1. Общие сведения
| Академическая степень | бакалавр | Направление обучения | 60910300 - Pediatriya ishi | ||
| Продолжительность обучения (лет) | 6 | Семестр | 2 | ||
| Название дисциплины | МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА педиатрия | Код дисциплины | TBUG1106 | ||
| Форма обучения | очная | Вид дисциплины | обязательная | ||
| Язык обучения | Русский | Продолжительность семестра | 15 недель | ||
| Кредиты, отведённые на дисциплину | ECTS: 6 | Формы контроля |
промежуточный: устный текущий: практическое задание итоговый: тест |
||
| Всего академических часов | 180 | Распределение аудиторных занятий | лек | прак | |
|
90 (ауд) |
90 (сам) |
30 | 30 | ||
2. Цель дисциплины
Формирование научного мировоззрения у студентов; изучение человека как биосоциального существа с акцентом на биологические законы; вызвать интерес к практическому здравоохранению; подготовка к самостоятельной работе посредством теоретических, методических и практических навыков; формировать основы для освоения как теоретических, так и клинических модулей
3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной
1. Введение в медицинскую профессию (TTK1204)
4. Результаты обучения
4.1. В аспекте знаний:
- - оценка наиболее актуальных гигиенических и экологических проблем;
- - освоение студентами методов гигиенического контроля;
- - познакомить учащихся с основами взаимодействия организма человека с Знание клеточной теории и ее основных этапов развития;
- - Они должны знать значение генетики в медицине и законы Манделя;
- - Они должны знать мутационную изменчивость и ее виды;
- - Оплодотворение. Они должны иметь знания о периодах эмбрионального развития и их общей классификации: оплодотворение, зигота, дробление, бластула, гаструляция, гистогенез, органогенез. Yangi ro'yxat saqlandi
4.2. В аспекте навыков:
- - способы деления клеток и их этапы;
- - генетическая информация, расположенная в хромосомах, и ее порядок;
- - мутационная и модификационная изменчивость и ее виды;
- - должен иметь знания о происхождении и паразитировании различных групп паразитов. Yangi ro'yxat saqlandi
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание лекционных занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Роль биологии в системе медицинского образования. Изучение клеточной биологии с помощью микроскопа
|
2 |
| 2. |
Потоки веществ и энергии в клетке, передача информации. Активный и пассивный транспорт
|
2 |
| 3. |
Органоиды клетки и их функции
|
2 |
| 4. |
сигнальная трансдукция и рецепторы
|
2 |
| 5. |
Клеточный цикл. Митоз и мейоз. Потенциал покоя и действия, синтез коллагена и эластина
|
2 |
| 6. |
Основы общей генетики
|
2 |
| 7. |
Изменчивость и её виды. Аутосомно-доминантные и рецессивные заболевания
|
2 |
| 8. |
Закон Моргана, половая генетика и эмбриональное развитие
|
2 |
| 9. |
Генетика человека и медицинская генетика
|
2 |
| 10. |
Классификация наследственных заболеваний (генные, хромосомные, геномные болезни)
|
2 |
| 11. |
Паразитические простейшие. Кишечные паразиты и споровики
|
2 |
| 12. |
Сосальщики и ленточные черви
|
2 |
| 13. |
Общая классификация типа круглых червей
|
2 |
| 14. |
Круглые черви — паразиты человека. Эволюция систем органов
|
2 |
| 15. |
Понятие об экологической среде. Ядовитые животные
|
2 |
| Итого | 30 | |
5.2. Содержание практических занятий
| № | Тема и план | Количество часов |
|---|---|---|
| 1. |
Изучение строения микроскопа. Работа с микроскопом. Клеточная биология. Химический состав клетки
|
2 |
| 2. |
Общее строение прокариотических и эукариотических клеток. Основные структурные части клетки.
|
2 |
| 3. |
Потоки веществ и энергии в клетке, передача информации. Активный и пассивный транспорт.
|
2 |
| 4. |
Потоки веществ и энергии в клетке, передача информации. Активный и пассивный транспорт
|
2 |
| 5. |
Органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосома.
|
2 |
| 6. |
Органоиды клетки: пероксисома, протеасома, митохондрия.
|
2 |
| 7. |
Органоиды клетки: рибосома, цитоскелет, ядро.
|
2 |
| 8. |
Сигнальная трансдукция. Классификация рецепторов. Ионотропные рецепторы
|
2 |
| 9. |
Метаботропные рецепторы. Вторичные мессенджеры
|
2 |
| 10. |
Потенциал покоя и потенциал действия.
|
2 |
| 11. |
Синтез коллагена и эластина. Их патологии.
|
2 |
| 12. |
Структура ДНК и её репликация. Биосинтез белка.
|
2 |
| 13. |
Клеточная биология: жизненный цикл клетки.
|
2 |
| 14. |
Общие закономерности эмбрионального развития.
|
2 |
| 15. |
Законы Менделя. Множественный аллелизм. Взаимодействие аллельных генов.
|
2 |
| 16. |
Изменчивость и её виды.
|
2 |
| 17. |
Аутосомно-доминантные и аутосомно-рецессивные болезни
|
2 |
| 18. |
Закон Моргана. Половая генетика. Болезни, сцепленные с полом.
|
2 |
| 19. |
Наследственные болезни.
|
2 |
| 20. |
Медико-генетическое консультирование.
|
2 |
| 21. |
Постэмбриональное развитие. Генетические последствия загрязнения окружающей среды. Аномалии развития.
|
2 |
| 22. |
Простейшие — паразиты человека: жгутиковые. Паразиты человека: трипаносомы, лейшмании, трихомонады, лямблии.
|
2 |
| 23. |
Саркодовые и инфузории — кишечные паразиты.
|
2 |
| 24. |
Споровики — паразиты человека.
|
2 |
| 25. |
Сосальщики — паразиты человека.
|
2 |
| 26. |
Ленточные черви — паразиты человека.
|
2 |
| 27. |
Общая классификация типа круглых червей.
|
2 |
| 28. |
Эволюция систем органов. Классификация наследственных заболеваний
|
2 |
| 29. |
Понятие об экологической среде.
|
2 |
| 30. |
Ядовитые животные.
|
2 |
| Итого | 60 | |
Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.
Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.
6. Задания для самостоятельного обучения
| № | Тема |
|---|---|
| 1. |
Строение клетки. Клеточная теория. Морфофункциональная характеристика хромосом животных и человека. |
| 2. |
Потоки веществ, энергии и информации в клетке. Активный и пассивный транспорт |
| 3. |
Классификация рецепторов. Ионотропные и метаботропные рецепторы. Синтез коллагена и эластина. Связанные с ними заболевания. |
| 4. |
Законы наследования признаков. Законы наследственности. Роль генной инженерии в медицине. Антимутагенез. |
| 5. |
Разнообразие функций ферментов репарации. Взаимодействие неаллельных генов. Плейотропия. |
| 6. |
Устойчивость организма к мутагенным воздействиям. Хромосомная теория Томаса Моргана. Генетика пола. |
| 7. |
Молекулярные основы наследственности. |
| 8. |
Методы антропогенетики: метод родословных, метод близнецов, биохимический и цитогенетический методы, популяционно-статистический метод. |
| 9. |
Наследственные заболевания: хромосомные и генные болезни. Медико-генетическое консультирование. |
| 10. |
Простейшие паразитирующие у человека. Ядовитые животные. |
7. Список использованной литературы:
7.1. Основная литература
- Xoliqov P.X., Qurbonov A.Q. va boshq. Tibbiy biologiya va genetika. Darslik. Toshkent. 2024y – 568 bet.
- Ярыгин M. Биология. Москва 2020 г. – 513 страница. Учебник для вузов.
- 3. James L Hiatt Ph D, professor Emeritus Departament of Biomedical Sciances University of Meryland Dental School Baltimore Meryland. “Cell biology and histology”. 436
- Mamatyusupov A.Sh., Mamajonov A.A. va boshq. Tibbiy biologiya. Darslik. Andijon. 2025 y. – 213 bet.
7.2. Дополнительная литература
- Пехов А.П. Медицинская биология, генетика, паразитология. Москва 2014 г. 440 страница.
- Nishonboev K.N., Hamidov J.H. Tibbiy biologiya va genetika. Darslik. Toshkent. 2005 y Yangiasr.uz tibbiy biologiya va genetika. – 344 bet.
- Jamolov A.K., Yo.B.Muqumov va boshq. Tibbiy biologiya va umumiy genetika. O‘quv qo‘llanmasi. Toshkent. 2022 y. - 480 bet.
7.3. Информационные ресурсы
- Xoliqov P.X., Qurbonov A.Q. va boshq. Tibbiy biologiya va genetika. Darslik. Toshkent. 2024 y
- Jamolov A.K., Yo.B.Muqumov va boshq. Tibbiy biologiya va umumiy genetika. O‘quv qo‘llanmasi. Toshkent. 2022 y
Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова
8. Критерии и план оценки предмета
8.1. Формы оценки знаний студентов
Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).
Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:
1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.
2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.
3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.
4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.
Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.
Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:
Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.
8.2. Критерии оценки знаний студентов
| № | Тип контроля | Описание | Балл | Время проведения (начало – окончание) |
|---|---|---|---|---|
| Текущий контроль (ТК) | ||||
| 1. | Workshop | Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki | 5 | 3-13-hafta(lar) davomida |
| 2. | Mustaqil ish | Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 3. | Vazifa / topshiriqlar | Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi | 10 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| 4. | Davomat | Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. | 15 | 1-13-hafta(lar) davomida |
| Итого | 40 | |||
| Промежуточный контроль (ПК) | ||||
| 1. | Устно | Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена | 20 | 10-я неделя-я неделя |
| Итого | 20 | |||
| Итоговый контроль (ИК) | ||||
| 1. | Тест | Тесты по пройденным темам | 40 | После завершения учебного процесса |
| Итого | 40 | |||
| Всего | 100 | |||
8.3. Описание системы оценивания в КУАФ
| Оценка | Процент | GPA |
|---|---|---|
| A+ | 95-100 | 4.5 |
| A | 90-94 | 4.0 |
| B+ | 80-89 | 3.5 |
| B | 70-79 | 3.0 |
| C+ | 65-69 | 2.5 |
| C | 60-64 | 2.0 |
| F | 0-59 | 0 |
Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке
Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:
a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Полное понимание сущности и содержания предмета;
- Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
- Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
- Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
- Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
- Хорошо подготовленный конспект.
- Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
- Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
- Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
- Умение интерпретировать исторические процессы.
b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
- Понимание практической значимости содержания предмета.
- Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
- Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
- Хорошо сформированный конспект.
- Полное выполнение самостоятельных заданий.
- Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом
c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:
- Наличие общего понимания предмета.
- Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
- Неясное изложение материала.
- Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
- Недостаточно проработанный конспект.
d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):
- Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
- Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
- Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
- Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
- Невозможность ответить на вопросы по предмету.
- Недостаточное знание предмета.
9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости
|
1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован. 2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена. 3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено. 4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом. |
5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться. 6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны. 7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других. |
10. Информация о преподавателе предмета
| Авторы: |
|
|---|---|
| Электронная почта: |
|
| Организация и кафедра: | Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра медицинской биологии и общественного здоровья |
| Рецензенты: |
Ya.B.Tursunov - Biologiya fanlari falsafa doktori (PhD), dotsent |
| Дни и время приема студентов: | Среда, пятница, 15:00–16:00, комната B 408 |
Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____
Силлабус утвержден на заседании кафедры "Медицинская биология и общественное здоровье» протоколом № __ от __ августа 2025 года.
|
(imzo) Gʻ. Xolbutayev Akademik ishlar departamenti boshligʻi |
(imzo) F. Turdiyev Fakultet dekani |
(imzo) A. Sh. Mamatyusupov Kafedra mudiri |
(imzo) Mamajonov A.A. Fan oʻqituvchisi |
