Saqlash joyi
KUAF-logo «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по академической деятельности
И. Г. Мамажонов
________________________
«____»________________ 2025 год

 

силлабус по дисциплине

МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА педиатрия

 

1. Общие сведения

Академическая степень бакалавр Направление обучения 60910300 - Pediatriya ishi
Продолжительность обучения (лет) 6 Семестр 2
Название дисциплины МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА педиатрия Код дисциплины TBUG1106
Форма обучения очная Вид дисциплины обязательная
Язык обучения Русский Продолжительность семестра 15 недель
Кредиты, отведённые на дисциплину ECTS:    6    Формы контроля промежуточный: устный
текущий: практическое задание
итоговый: тест
Всего академических часов 180 Распределение аудиторных занятий лек прак
90
(ауд)
90
(сам)
30 30
 

2. Цель дисциплины

Формирование научного мировоззрения у студентов; изучение человека как биосоциального существа с акцентом на биологические законы; вызвать интерес к практическому здравоохранению; подготовка к самостоятельной работе посредством теоретических, методических и практических навыков; формировать основы для освоения как теоретических, так и клинических модулей

3. Базовые знания, необходимые для успешного овладения дисциплиной

1. Введение в медицинскую профессию (TTK1204)

4. Результаты обучения

4.1. В аспекте знаний:

  • - оценка наиболее актуальных гигиенических и экологических проблем;
  • - освоение студентами методов гигиенического контроля;
  • - познакомить учащихся с основами взаимодействия организма человека с  Знание клеточной теории и ее основных этапов развития;
  • - Они должны знать значение генетики в медицине и законы Манделя;
  • - Они должны знать мутационную изменчивость и ее виды;
  • - Оплодотворение. Они должны иметь знания о периодах эмбрионального развития и их общей классификации: оплодотворение, зигота, дробление, бластула, гаструляция, гистогенез, органогенез.
  • Yangi ro'yxat saqlandi

4.2. В аспекте навыков:

  • - способы деления клеток и их этапы;
  • - генетическая информация, расположенная в хромосомах, и ее порядок;
  • - мутационная и модификационная изменчивость и ее виды;
  • - должен иметь знания о происхождении и паразитировании различных групп паразитов.
  • Yangi ro'yxat saqlandi

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание лекционных занятий

Тема и план Количество часов
1.

Роль биологии в системе медицинского образования. Изучение клеточной биологии с помощью микроскопа

  1. Уровни организации живого.
  2. Строение и функции микроскопа.
  3. Виды микроскопов.
  4. Основные части клетки.
  5. Химический состав клетки.
  6. Прокариотические и эукариотические клетки.
2
2.

Потоки веществ и энергии в клетке, передача информации. Активный и пассивный транспорт

  1. Обмен веществ и энергии в клетке.
  2. Процессы ассимиляции и диссимиляции.
  3. Пассивный и активный транспорт
2
3.

Органоиды клетки и их функции

  1. Общие органоиды
  2. Специфические органоиды
  3. Гранулярная и гладкая эндоплазматическая сеть
  4. Аппарат Гольджи и рибосома.
  5. Пероксисома и протеасома
  6. Митохондрия, цитоскелет и ядро
2
4.

сигнальная трансдукция и рецепторы

  1. Виды сигнал-трандукции.
  2. Функции и типы рецепторов.
  3. Ионотропные рецепторы.
  4. Метаботропные рецепторы.
  5. Gq-рецепторы.
  6. Gs- и Gi-рецепторы.
2
5.

Клеточный цикл. Митоз и мейоз. Потенциал покоя и действия, синтез коллагена и эластина

  1. Способы и стадии деления клетки.
  2. Фазы митоза и мейоза и их регуляция.
  3. Механизм работы потенциала покоя и действия.
  4. Значение белков коллагена и эластина.
  5. Заболевания, возникающие при дефиците коллагена и эластина
2
6.

Основы общей генетики

  1. Задачи и методы модуля генетики. Наследственность и изменчивость — основные свойства живого.
  2. Этапы развития генетики. Методы исследования и задачи генетики.
  3. Основные разделы генетики. Значение генетики в медицине.
  4. Наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании.
  5. Законы Менделя. Относительность доминирования. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие генов. Плейотропное действие генов.
  6. Статистическая классификация закономерностей Менделя. Регуляция доминирования. Значение относительного доминирования в профилактике наследственных заболеваний
2
7.

Изменчивость и её виды. Аутосомно-доминантные и рецессивные заболевания

  1. Комбинативная изменчивость.
  2. Мутационная изменчивость.
  3. Модификационная изменчивость.
  4. Адаптивный характер изменений.
  5. Виды аутосомно-доминантных и рецессивных заболеваний
  6. Перинатальная диагностика генетических изменений.
2
8.

Закон Моргана, половая генетика и эмбриональное развитие

  1. Закон Моргана и его значение
  2. Наследование признаков, сцепленных с полом
  3. Заболевания, сцепленные с полом
  4. Гистогенез и органогенез
2
9.

Генетика человека и медицинская генетика

  1. Человек является специфическим объектом для генетического анализа.
  2. Основные методы изучения наследственности человека: генеалогический (родословный), близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический, молекулярно-генетический, онтогенетический, иммунологический, дерматоглифика, генетика соматических клеток, генная инженерия.
  3. Современные методы генетики человека. Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). Секвенирование ДНК.
  4. Определение наследственных заболеваний с помощью выявления мутаций в хромосомах. ДНК-технология
2
10.

Классификация наследственных заболеваний (генные, хромосомные, геномные болезни)

  1. Моногенные заболевания и их типы наследования. Заболевания с наследственной предрасположенностью. Полигенные заболевания.
  2. Пренатальная диагностика генетических изменений и её значение в профилактике наследственных заболеваний. Механизм возникновения наследственных болезней.
  3. Хромосомные заболевания. Изменения числа хромосом. Синдром Дауна. Наследственные изменения числа хромосом.
  4. Типы браков, наблюдаемые у человека, и их медико-генетические аспекты.
  5. Медико-генетические аспекты аутбридинговых и инбридинговых браков.
  6. Особенности браков между родственниками. Степени родства и общность генов при них.
2
11.

Паразитические простейшие. Кишечные паразиты и споровики

  1. Жгутиковые. Паразиты человека. Трипаносома, лейшмания и лямблии.
  2. Дизентерийная, ротовая, кишечная амёбы и балантидий.
  3. Возбудители малярии.
  4. Токсоплазмоз.
2
12.

Сосальщики и ленточные черви

  1. Печёночный сосальщик
  2. Ланцетовидный сосальщик
  3. Кошачий сосальщик
  4. Лёгочный и кровяной сосальщики
  5. Свиной и бычий солитер
  6. Карликовый цепень, широкий лентец, эхинококк и альвеококк
2
13.

Общая классификация типа круглых червей

  1. Общая классификация типа круглых червей
  2. Биоэкология развития аскариды
  3. Острица — паразит человека
  4. Анкилостома (кривоголовка)
  5. Трихинелла
  6. Биоэкология паразита ришты
2
14.

Круглые черви — паразиты человека. Эволюция систем органов

  1. Власоглав.
  2. Филярия.
  3. Методы овогельминтоскопии.
  4. Эволюция кожи.
  5. Эволюция скелета.
  6. Онтофилогенез пищеварительной и выделительной систем.
  7. Онтофилогенез кровеносной и дыхательной систем.
2
15.

Понятие об экологической среде. Ядовитые животные

  1. Факторы среды
  2. Экология человека
  3. Антропогенные факторы
  4. Первичные ядовитые животные
  5. Вторичные ядовитые животные
  6. Экологическая роль ядовитых животных
2
Итого 30

 

5.2. Содержание практических занятий

Тема и план Количество часов
1.

Изучение строения микроскопа. Работа с микроскопом. Клеточная биология. Химический состав клетки

  1. Строение микроскопа и его функции.
  2. Виды микроскопов и их части.
  3. Основные части клетки.
  4. Основные органические и неорганические соединения
2
2.

Общее строение прокариотических и эукариотических клеток. Основные структурные части клетки.

  1. Прокариотические клетки.
  2. Эукариотические клетки.
  3. Основные части клетки.
  4. Образование костей
2
3.

Потоки веществ и энергии в клетке, передача информации. Активный и пассивный транспорт.

  1. Обмен веществ и энергии в клетке.
  2. Процессы ассимиляции и диссимиляции.
  3. Пассивный и активный транспорт.
  4. Обмен веществ в костях.
2
4.

Потоки веществ и энергии в клетке, передача информации. Активный и пассивный транспорт

  1. Обмен веществ и энергии в клетке.
  2. Процессы ассимиляции и диссимиляции.
  3. Пассивный и активный транспорт.
  4. Обмен веществ в костях.
2
5.

Органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосома.

  1. Общие органоиды.
  2. Специфические органоиды.
  3. Гранулярная и агранулярная эндоплазматическая сеть.
  4. Комплекс Гольджи. Первичные и вторичные лизосомы
2
6.

Органоиды клетки: пероксисома, протеасома, митохондрия.

  1. Строение и функции пероксисомы.
  2. Строение и функции протеасомы.
  3. Митохондриальные болезн
2
7.

Органоиды клетки: рибосома, цитоскелет, ядро.

  1. Функции рибосом в клетке.
  2. Строение цитоскелета.
  3. Значение ядра
2
8.

Сигнальная трансдукция. Классификация рецепторов. Ионотропные рецепторы

  1. Виды сигнальной трансдукции.
  2. Функции и типы рецепторов.
  3. Виды ионотропных рецепторов
2
9.

Метаботропные рецепторы. Вторичные мессенджеры

  1. Gq-рецепторы.
  2. Gs- и Gi-рецепторы.
  3. Виды вторичных мессенджеров
  4. Полимеризация и ее значение, виды.
2
10.

Потенциал покоя и потенциал действия.

  1. Ионные каналы, обеспечивающие потенциал покоя.
  2. Ионные каналы, обеспечивающие потенциал действия.
  3. Механизм работы потенциала покоя и действия.
2
11.

Синтез коллагена и эластина. Их патологии.

  1. Значение белка коллагена.
  2. Значение белка эластина.
  3. Заболевания при дефиците коллагена.
  4. Заболевания при дефиците эластина.
2
12.

Структура ДНК и её репликация. Биосинтез белка.

  1. Пуриновые и пиримидиновые основания.
  2. Репликация ДНК.
  3. Репарация ДНК.
  4. Синтез белка.
2
13.

Клеточная биология: жизненный цикл клетки.

  1. Размножение клеток.
  2. Митотическое деление. Деление соматических клеток.
  3. Мейотическое деление. Деление половых клеток
2
14.

Общие закономерности эмбрионального развития.

  1. Зигота.
  2. Дробление.
  3. Бластула.
  4. Гистогенез.
  5. Органогенез.
  6. Виды гаструляции
2
15.

Законы Менделя. Множественный аллелизм. Взаимодействие аллельных генов.

  1. Законы Менделя.
  2. Моно- и дигибридное скрещивание.
  3. Множественные аллели и их значение
2
16.

Изменчивость и её виды.

  1. Комбинативная изменчивость.
  2. Мутационная изменчивость.
  3. Модификационная изменчивость.
  4. Адаптивный характер изменений
2
17.

Аутосомно-доминантные и аутосомно-рецессивные болезни

  1. Виды аутосомно-доминантных заболеваний.
  2. Аутосомно-рецессивные заболевания.
  3. Причины возникновения и методы лечения аутосомно-доминантных и аутосомно-рецессивных заболеваний у человека
2
18.

Закон Моргана. Половая генетика. Болезни, сцепленные с полом.

  1. Закон Моргана и его значение.
  2. Наследование признаков, сцепленных с полом.
  3. Болезни, сцепленные с полом
2
19.

Наследственные болезни.

  1. Классификация наследственных болезней (генные, хромосомные, геномные).
  2. Моногенные заболевания и их типы наследования. Заболевания с наследственной предрасположенностью. Полигенные болезни.
  3. Пренатальная диагностика генетических изменений и её значение в профилактике наследственных заболеваний. Механизм их возникновения.
  4. Хромосомные болезни. Изменения числа хромосом. Синдром Дауна. Наследственные изменения числа хромосом.
2
20.

Медико-генетическое консультирование.

  1. Типы браков у человека и их медико-генетические аспекты.
  2. Медико-генетические аспекты аутбридинговых и инбридинговых браков.
  3. Особенности браков между родственниками. Степени родства и общность генов.
2
21.

Постэмбриональное развитие. Генетические последствия загрязнения окружающей среды. Аномалии развития.

  1. Постэмбриональное развитие.
  2. Генетические последствия загрязнения окружающей среды.
  3. Аномалии развития.
  4. Аномалии костей тазового пояса.
2
22.

Простейшие — паразиты человека: жгутиковые. Паразиты человека: трипаносомы, лейшмании, трихомонады, лямблии.

  1. Жгутиковые паразиты человека.
  2. Трипаносомы и их биоэкология
2
23.

Саркодовые и инфузории — кишечные паразиты.

  1. Дизентерийная амёба.
  2. Ротовая амёба.
  3. Кишечная амёба и балантидий
2
24.

Споровики — паразиты человека.

  1. Биоэкология возбудителей малярии.
  2. Токсоплазма.
  3. Паразиты человека в брюшной полости.
2
25.

Сосальщики — паразиты человека.

  1. Печёночный сосальщик.
  2. Ланцетовидный сосальщик.
  3. Кошачий сосальщик.
  4. Лёгочный и кровяной сосальщики.
2
26.

Ленточные черви — паразиты человека.

  1. Свиной и бычий солитер.
  2. Карликовый цепень.
  3. Широкий лентец.
  4. Эхинококк и альвеококк
2
27.

Общая классификация типа круглых червей.

  1. Биоэкология развития аскариды.
  2. Острица — паразит человека.
2
28.

Эволюция систем органов. Классификация наследственных заболеваний

  1. Эволюция кожи.
  2. Эволюция скелета.
  3. Онтофилогенез пищеварительной и выделительной систем.
  4. Онтофилогенез кровеносной и дыхательной систем.
  5. Онтофилогенез нервной и эндокринной систем
2
29.

Понятие об экологической среде.

  1. Факторы среды.
  2. Экология человека.
  3. Антропогенные факторы
2
30.

Ядовитые животные.

  1. Первично ядовитые животные.
  2. Вторично ядовитые животные.
2
Итого 60

Для семинаров тема не указана или проведение семинаров в данном силлабусе не предусмотрено.

Для лабораторных работ тема не указана или проведение лабораторных работ в данном силлабусе не предусмотрено.

6. Задания для самостоятельного обучения

Тема
1.

Строение клетки. Клеточная теория. Морфофункциональная характеристика хромосом животных и человека.

2.

Потоки веществ, энергии и информации в клетке. Активный и пассивный транспорт

3.

Классификация рецепторов. Ионотропные и метаботропные рецепторы. Синтез коллагена и эластина. Связанные с ними заболевания.

4.

Законы наследования признаков. Законы наследственности. Роль генной инженерии в медицине. Антимутагенез.

5.

Разнообразие функций ферментов репарации. Взаимодействие неаллельных генов. Плейотропия.

6.

Устойчивость организма к мутагенным воздействиям. Хромосомная теория Томаса Моргана. Генетика пола.

7.

Молекулярные основы наследственности.

8.

Методы антропогенетики: метод родословных, метод близнецов, биохимический и цитогенетический методы, популяционно-статистический метод.

9.

Наследственные заболевания: хромосомные и генные болезни. Медико-генетическое консультирование.

10.

Простейшие паразитирующие у человека. Ядовитые животные.

 

 

7. Список использованной литературы:

7.1. Основная литература

  1. Xoliqov P.X., Qurbonov A.Q. va boshq. Tibbiy biologiya va genetika. Darslik. Toshkent. 2024y – 568 bet.
  2. Ярыгин M. Биология. Москва 2020 г. – 513 страница. Учебник для вузов.
  3. 3. James L Hiatt Ph D, professor Emeritus Departament of Biomedical Sciances University of Meryland Dental School Baltimore Meryland. “Cell biology and histology”. 436
  4. Mamatyusupov A.Sh., Mamajonov A.A. va boshq. Tibbiy biologiya. Darslik. Andijon. 2025 y. – 213 bet.

7.2. Дополнительная литература

  1. Пехов А.П. Медицинская биология, генетика, паразитология. Москва 2014 г. 440 страница.
  2. Nishonboev K.N., Hamidov J.H. Tibbiy biologiya va genetika. Darslik. Toshkent. 2005 y Yangiasr.uz tibbiy biologiya va genetika. – 344 bet.
  3. Jamolov A.K., Yo.B.Muqumov va boshq. Tibbiy biologiya va umumiy genetika. O‘quv qo‘llanmasi. Toshkent. 2022 y. - 480 bet.

7.3. Информационные ресурсы

  • Xoliqov P.X., Qurbonov A.Q. va boshq. Tibbiy biologiya va genetika. Darslik. Toshkent. 2024 y
  • Jamolov A.K., Yo.B.Muqumov va boshq. Tibbiy biologiya va umumiy genetika. O‘quv qo‘llanmasi. Toshkent. 2022 y

 

Руководитель ИКЦ ______________ Г. Кодирова

8. Критерии и план оценки предмета

8.1. Формы оценки знаний студентов

Для оценки знаний студентов по данному предмету используются три типа контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК) и итоговый контроль (ИК).

Текущий контроль (ТК). Этот вид контроля накапливается в течение семестра и включает в себя следующие компоненты:

1.Тренинг. Оценивается активность студента на занятиях и его ответы на заданные вопросы / Выполняются задания, связанные с решением задач (2 или более задачи), связанные с решением проблем.

2.Выполнение самостоятельной проектной работы. В зависимости от специфики предмета, студент защищает выполненные задания в индивидуальном или мини-групповом формате в виде презентаций/письменных/визуальных материалов. Члены группы (команды) выполняют задание, данное преподавателем, в организованном виде. Общая оценка группы фиксируется как индивидуальные баллы для каждого участника.

3.Задания/поручения.Каждый студент выполняет предложенные преподавателем проблемные ситуации/задачи/поручения в виде эссе/отчета на основе примеров, предоставленных преподавателем.

4. Посещаемость.Оценивается на основе участия студента в учебных занятиях.

Промежуточныйконтроль(ПК).Этот вид контроля проводится в установленный день во время учебного занятия на восьмой неделе семестра. Преподаватель информирует студентов о форме и порядке проведения промежуточного экзамена в начальных занятиях по модулю.

Итоговый контроль (ИК). По окончании семестра итоговые экзамены проводятся в тестовой форме в неделю итоговых экзаменов. Включает в себя следующие компоненты:

Тест. Основан на темах, пройденных до восьмой недели модуля.

8.2. Критерии оценки знаний студентов

Тип контроля Описание Балл Время проведения (начало – окончание)
Текущий контроль (ТК)
1. Workshop Talabaning interfaolligi, mashgʻulotlarda ishtiroki 5 3-13-hafta(lar) davomida
2. Mustaqil ish Taqdimot / media / hisobot / dastur shakllarda amalga oshiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
3. Vazifa / topshiriqlar Taqdimot / hisobot / dastur koʻrinishida rasmiylashtiriladi 10 1-13-hafta(lar) davomida
4. Davomat Talabaning amaliy dars mashgʻulotlariga qatnashganlik ulushidan kelib chiqib baholanadi. 15 1-13-hafta(lar) davomida
Итого 40  
Промежуточный контроль (ПК)
1. Устно Вопросы по темам, пройденным до промежуточного экзамена 20 10-я неделя-я неделя
Итого 20  
Итоговый контроль (ИК)
1. Тест Тесты по пройденным темам 40 После завершения учебного процесса
Итого 40  
Всего 100  

8.3. Описание системы оценивания в КУАФ

Оценка Процент GPA
A+ 95-100 4.5
A 90-94 4.0
B+ 80-89 3.5
B 70-79 3.0
C+ 65-69 2.5
C 60-64 2.0
F 0-59 0

Примечание: Студент, у которого показатели успеваемости находятся в диапазоне 0-59% или кто пропустил 1/3 занятий по предмету без уважительной причины, считается неуспевающим (не сдал экзамен) и имеет академическую задолженность по данному предмету в текущем семестре. Для пересдачи неусвоенных предметов студент должен выполнить задания, предоставленные преподавателем, в установленном порядке

Критерии контроля успеваемости студентов по предмету:

a) Для получения оценки "отлично" (A, A+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Полное понимание сущности и содержания предмета;
  • Способность излагать темы предмета с сохранением научности и логики, избегая научных ошибок и путаницы;
  • Четкое представление о теоретической или практической значимости материала по предмету;
  • Способность демонстрировать независимое и свободное мышление в рамках предмета;
  • Умение давать точные и краткие ответы на вопросы.
  • Хорошо подготовленный конспект.
  • Полное и точное выполнение самостоятельных заданий.
  • Полное освоение законов и нормативных правовых актов, относящихся к предмету.
  • Публикация научной статьи по одной из тем предмета.
  • Умение интерпретировать исторические процессы.

b) Для получения оценки "хорошо" (B, B+), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Понимание сущности и содержания предмета, отсутствие научных и логических ошибок в изложении тем.
  • Понимание практической значимости содержания предмета.
  • Выполнение заданий и поручений в рамках учебной программы.
  • Способность давать правильные ответы на вопросы по предмету.
  • Хорошо сформированный конспект.
  • Полное выполнение самостоятельных заданий.
  • Освоение законов и нормативных документов, связанных с предметом

c) Для получения оценки "удовлетворительно" (C+, C), уровень знаний студента должен соответствовать следующим требованиям:

  • Наличие общего понимания предмета.
  • Ограниченное освещение тем, допускающее некоторые логические ошибки.
  • Неясное изложение материала.
  • Нечеткие и запутанные ответы на вопросы по предмету.
  • Недостаточно проработанный конспект.

d) В следующих случаях уровень знаний студента может быть оценен как неудовлетворительный (F):

  • Отсутствие подготовки к занятиям по предмету.
  • Отсутствие какого-либо представления о материале, относящемся к предмету.
  • Очевидные признаки списывания материалов у других студентов.
  • Наличие серьезных ошибок и путаницы в тексте.
  • Невозможность ответить на вопросы по предмету.
  • Недостаточное знание предмета.

9. Требования и указания по проведению контроля успеваемости

1. Студенту, нарушившему правила контроля на экзамене, будет объявлено предупреждение о том, что его балл за экзамен по данному предмету может быть аннулирован.

2. Запрещается вскрывать экзаменационные листы до объявления начала экзамена.

3. Студент обязан выключить мобильные и другие средства связи, гаджеты и хранить их на расстоянии от себя согласно указанию члена комиссии. Использование книг, рукописей, тетрадей и других вспомогательных материалов запрещено.

4. Вносить еду и напитки в аудиторию не разрешается. Исключение составляют лекарства и небольшие бутылки с водой, рекомендованные врачом.

5. Выход из аудитории без разрешения запрещен. Особенно, выход из аудитории запрещается в первые и последние 10 минут экзамена. Если студент сдает экзаменационный лист досрочно и покидает аудиторию, он не имеет права возвращаться.

6. После объявления членом комиссии о завершении экзамена студент обязан прекратить писать и не покидать аудиторию до тех пор, пока экзаменационные листы не будут собраны.

7. Студентам запрещается общаться друг с другом, показывать экзаменационные листы, списывать или отвлекать других.

10. Информация о преподавателе предмета

Авторы:
Электронная почта:
Организация и кафедра: Андижанский филиал Кокандского университета, Кафедра медицинской биологии и общественного здоровья
Рецензенты:

Ya.B.Tursunov - Biologiya fanlari falsafa doktori (PhD), dotsent

Дни и время приема студентов: Среда, пятница, 15:00–16:00, комната B 408

 

Силлабус утвержден протоколом заседания университетского Совета от ______________ 2025 года № _____

 

Силлабус утвержден на заседании кафедры "Медицинская биология и общественное здоровье» протоколом № __ от __ августа 2025 года.

 

       

(imzo)

Gʻ. Xolbutayev

Akademik ishlar departamenti boshligʻi

(imzo)

F. Turdiyev

Fakultet dekani

(imzo)

A. Sh. Mamatyusupov

Kafedra mudiri

(imzo)

Mamajonov A.A.

Fan oʻqituvchisi